-
Достоевский и «Отверженные»: опыт межкультурного взаимодействия
В статье рассматривается ситуация межкультурного взаимодействия, которое определяется через потребность мирового развития собраться в единое человечество не путем соединения в одной культурной традиции, а в признании единства разных традиций, которые, как оказывается, необходимы друг другу по принципу дополнения. Именно так «собираются» два великих писателя, Виктор Гюго с его романом «Отверженные» и великий русский писатель Ф.М.Достоевский, которому понравился роман, выразивший национальный дух Франции, но затронувший Достоевского темой «восстановления» человеческого достоинства, – не только в сугубо правовой (формальной) плоскости, но и через осознание того, что всякому формальному праву всегда требуется и справедливость нравственного порядка.
Ключевые слова: Виктор Гюго; роман «Отверженные»; роман «Идиот»; Ф.М.Достоевский.Сокрытая личная жизнь сталинского драматурга Александра Афиногенова
В статье рассматриваются отношения драматурга А.Н. Афиногенова со второй женой, американской балериной, Дженни Марлинг. При публикации дневников, писем Афиногенова (1960, 1977) эти отношения умалчивались: из публикуемых документов изымались те фрагменты, которые демонстрировали сложность ситуации в семье. Эти трудности начались во время заграничного турне Афиногенова и Марлинг по Европе, и как следствие – они стали почвой для вдумчивого отношения драматурга к семейным проблемам вообще и к психологии поведения людей в браке, в частности. В статье изучается феномен «личной жизни» в жизни сталинского драматурга – то, как отразилось это настроение при написании пьесы «Ложь». Она была отвергнута лично Сталиным, но при этом основная идея пьесы ему показалась «богатой». Психология и идеология в жизни Афиногенова оказались несовместимыми модусами биографии «сталинского драматурга».
Ключевые слова: А.Н.Афиногенов; пьеса «Ложь»; И.В.Сталин; Дженни Марлинг; Джон Бовингдон; советская драматургияСокрытая личная жизнь сталинского драматурга Александра Афиногенова
В статье рассматриваются отношения драматурга А.Н.Афиногенова со второй женой, американской балериной, Дженни Марлинг. При публикации дневников, писем Афиногенова (1960, 1977) эти отношения умалчивались: из публикуемых документов изымались те фрагменты, которые демонстрировали сложность ситуации в семье. Эти трудности начались во время заграничного турне Афиногенова и Марлинг по Европе, и как следствие – они стали почвой для вдумчивого отношения драматурга к семейным проблемам вообще и к психологии поведения людей в браке, в частности. В статье изучается феномен «личной жизни» в жизни сталинского драматурга – то, как отразилось это настроение при написании пьесы «Ложь». Она была отвергнута лично Сталиным, но при этом основная идея пьесы ему показалась «богатой». Психология и идеология в жизни Афиногенова оказались несовместимыми модусами биографии «сталинского драматурга».
Ключевые слова: А.Н.Афиногенов, пьеса «Ложь», И.В.Сталин, Дженни Марлинг, Джон Бовингдон, советская драматургияО восприятии и трансляции первой идеологической кампании Сталина в сатирическом журнале «Крокодил» (1928)
В статье рассматривается идеологическая кампания Сталина, направленная на то, чтобы утвердить «критику и самокритику» как основу существования диктатуры пролетариата в советском обществе. На практике она становилась кампанией по ужесточению дисциплинарного режима складывающейся тоталитарной системы с однопартийной властью. Сталин впервые в широком масштабе использовал при проведении этой кампании особые методы устрашения при помощи идеологических манипуляций, доводя общественное сознание до погружения в иррациональный страх перед всякой критикой власти. Впервые для изучения трансформации советского общества эпохи НЭПа в советское общество эпохи сталинизма привлекается как исторический источник сатирический журнал «Крокодил», выходивший огромными тиражами.Ключевые слова: сталинизм; журнал «Крокодил»; кампания критики и самокритики; И.В.Сталин; объединенная оппозиция; М.Н.Рютин; Н.И.Бухарин; А.И.Рыков; «правая оппозиция»О восприятии и трансляции первой идеологической кампании Сталина в сатирическом журнале «Крокодил» (1928) (окончание)
В статье рассматривается идеологическая кампания Сталина, направленная на то, чтобы утвердить «критику и самокритику» как основу существования диктатуры пролетариата в советском обществе. На практике она становилась кампанией по ужесточению дисциплинарного режима складывающейся тоталитарной системы с однопартийной властью. Сталин впервые в широком масштабе использовал при проведении этой кампании особые методы устрашения при помощи идеологических манипуляций, доводя общественное сознание до погружения в иррациональный страх перед всякой критикой власти. Официальной сатире требовалось (с опаской и страхом перед возможной ошибкой) выразить то, что было сказано вождем партии как бы «между строк». Журнал «Крокодил» не только иллюстрировал кампанию по «самокритике», но и пытался на свой лад адаптировать ее под восприятие массовой аудиторией.Ключевые слова: сталинизм; журнал «Крокодил»; кампания критики и самокритики; И.В.Сталин; объединенная оппозиция; М.Н.Рютин; Н.И.Бухарин; А.И.Рыков; «правая оппозиция».Идеологическая кампания по борьбе с «оппортунистами» в сатирическом журнале «Крокодил» в 1929–1931 гг.
В статье рассматривается одна из важнейших идеологических кампаний И.Сталина, которая позволила ему обрести полновластие в большевистской партии и соорудить культ собственной личности в стране. В этой борьбе нельзя было обойтись без пропаганды. Журнал «Крокодил» активно участвовал в перестройке советского общества, привыкшего жить в условиях нэпа, для перехода в новое состояние – в состояние гражданской войны при построении социализма в одной стране. «Оппортунизм» как понятие сугубо партийное расширяется до определения ситуации в ином ключе: всякий, кто сопротивляется построению социализма, пусть даже пассивно, – своими человеческими недостатками, – оппортунист, любой гражданин и беспартийный в том числе. Такое смысловое расширение понятия «оппортунизм» создавало условия для формирования террористической власти, это была «почва» наступившего в скором времени Большого террора.
Ключевые слова: И.Сталин; журнал «Крокодил»; оппортунизм; культ личности; НЭП; гражданская война; Н.Бухарин; «правый уклон».Странная сатирическая картинка в журнале «Крокодил» и политическая борьба на октябрьском пленуме ЦК ВКП(б) в 1927 году
В статье рассматривается ситуация, когда в журнале «Крокодил», выходившем массовым тиражом, был опубликован довольно странный рисунок, изображающий «объединенную оппозицию» неработающей частью общей стройки социализма. Такой рисунок без политического контекста выглядит заведомо упрощенным и неубедительным. Сопоставление рисунка с событиями октябрьского пленума ЦК ВКП(б) показывает, что подобное изображение отвечало полностью сложной политической игре, которую вела сталинская группировка в ЦК ВКП(б), заинтересованная не обнажать публично теоретические расхождения с оппозицией, а демонстрировать простую и понятую массам логику, – оппозиция просто не хочет строить социализм. Все теоретические постулаты о невозможности его построения в отдельной стране, без мировой революции, должны были выглядеть пустыми разговорами – и только.Ключевые слова: журнал «Крокодил»; сталинизм; И.В.Сталин; объединенная оппозиция; Н.И.Бухарин; октябрьский пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (1927 г.)Как сталинская шутка стала эпицентром идеологической кампании и что из этого вышло (1928 год)
В статье рассматривается ситуация, когда в эпицентре сталинской идеологической кампании оказалась шутка вождя о том, что среди коммунистов есть такие «лакированные», которые не хотят критиковать себя, хотя «самокритика» является требованием большевистской партии после разгрома объединенной оппозиции. Шутка о «лакированных» стала основанием для сатирических очерков журналиста Б. Самсонова, написанных для журнала «Крокодил». Самсонов придумал целую галерею тех, кого можно было бы назвать сталинским словом «лакированные». Однако шутка вождя партии подвигла Самсонова написать не в юмористической манере, а в сатирической. И вышло не то, что ожидалось. Образы «лакированных» людей оказались созвучны «духам русской революции», о которых писал русский философ Н. А. Бердяев.Ключевые слова: сталинизм; объединенная оппозиция; Сталин; Троцкий; журнал «Крокодил»; кампания «критики и самокритики»О двух моделях «ленинизма» во внутрипартийной борьбе середины 20-х годов
В статье исследуются две модели объяснения «ленинизма» в середине 20-х гг. Согласно Льву Троцкому, ленинизм - это, прежде всего, опыт революционного действия, который определяется сиюминутным политическим контекстом и потому не ограничивается никакими постулатами теории, никакими этическими понятиями, никакими моральными запретами или стереотипами общественного сознания. Ленинизм сталинского большинства в партии - это теоретическая целостность всего периода существования партии, нерушимость заветов Ленина, прославление его, прежде всего, как стратега революции, который никогда не ошибался в тактике и шел вместе с партией нога в ногу. Троцкий вносит в образ Ленина живость и противоречия, чтобы доказать жизненность революционного учения Ленина, сталинское большинство в партии утверждало канонический образ вождя, объясняло его непогрешимость, создавая ситуацию поклонения культу вождя мирового пролетариата и созданной им партии большевиков. Троцкий проиграл историческую битву, потому что его «ленинизм» уже никому не был нужен, - ни партийной бюрократии, ни молодому поколению коммунистов.Ключевые слова: Лев Троцкий; Иосиф Сталин; перманентная революция; ленинизм; сталинизм; «литературная дискуссия»; «Уроки Октября»О первом опыте политического зомбирования в сатирическом журнале «Крокодил». Август 1927 года
В статье рассматривается ситуация, когда сатирический журнал «Крокодил», выходивший массовым тиражом, обязан был откликнуться «переводом» политического смысла разногласий между объединенной оппозицией и Центральным комитетом ВКП(б) на язык сатирических иллюстраций, чтобы показать широкому кругу читателей потенциальную и реальную несовместимость любой фракции в партии с мнением большинства ЦК. Рисунок в «Крокодиле», изображающий оппозицию в виде купе идущего по своей «линии» поезда – первый подобный опыт журнала. Людские массы должны были усвоить, что к каждому человеку может подойти «контролер» и спросить «проездные документы» в строящийся социализм.Ключевые слова: сталинизм; И.В.Сталин; Г.Е.Зиновьев; Л.Д.Троцкий; объединенная оппозици;, пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (август 1927 г.)Религиозно-философская концепция добра и зла в русском модернизме
В статье рассматриваются основания религиозно-философской концепции модернизма. Она формировалась как персоналистская идеология, утверждавшая права личности в метафизическом плане. Добро и зло не отчуждены от личности – они производны от личности, ищущей себя в богоборчестве. Абсолютная свобода рассматривалась модернистами как высшее проявление новой религии. Но эта абсолютная свобода личности неизбежно приводила к дуализму, который создавал ситуацию перманентного выбора между двумя божественными ипостасями – добром и злом, ибо истинным злом рассматривалась «середина»: ни то ни другое. Зло пребывает в коллективном начале, в толпе, в обыденности, – именно это начало угнетает и делает несвободным человека. Драматизм «новой религии» заключался в том, что, стремясь к Единому, к Богу, модернисты выше всего ставили абсолютную свободу личности, которая не давала возможности обосновать религиозный монизм.Ключевые слова: модернизм; Серебряный век; богоборчество; религиозная философия; позитивизм; марксизм.В статье рассматривается юбилейная статья Ст.Кривцова, опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» и посвященная 50-летию И.В.Сталина (1929). В ней обнаруживается соучастие самого юбиляра в расставлении акцентов в собственной биографии вождя партии и главы государства, что делает статью Кривцова одновременно и скрытой автобиографией. Сталин умалчивает о болезненных фактах своих политических неудач и опережающе смотрит в будущее, в котором видит себя главным теоретиком страны, хотя в самом журнале «Под знаменем марксизма» никто о нем так еще не пишет. Главный аргумент Сталина – поворот к строительству социализма в одной отдельно взятой стране и необходимость оценивать «практику» нового строительства выше, чем догматический марксизм. Не теория определяет собой будущее, а «практика» социализма является критерием для теоретического фронта в СССР.Ключевые слова: диалектика марксизма; Сталин; философский фронт; тоталитаризм.Модернистские романы начала двадцатого века: о любви... Или о насилии?
Романы о любви Марка Криницкого (1874–1952), яркого представителя русского модернизма, в советское время относили к бульварным романам, в которых нет никакого смысла, кроме развлекательного. Подобные характеристики были унаследованы литературоведами постсоветского времени без критического рассмотрения, а между тем никакой бульварщины в романах не было изначально. Ибо ставился вопрос не о любви только, не о верности или неверности только, не о сохранении семьи и домашних устоев, а о недостатке личной свободы в отношениях мужчины и женщины, о любви, в которой проявлялась убивающая ее сила родовой стихии. Эти романы ставили философские вопросы о конечной свободе, и потому все истории любви так или иначе рассказывают не только о высоких чувствах, но и о насилии над ними. Культ сильного мужчины был характерным культом модернизма. Однако этот умозрительный культ был лишь проектом преобразования семьи и общества на новых общественных основаниях. Культ сильного мужчины призывал мужчину быть инициатором освобождения любви от гнета традиции и родового быта.Ключевые слова: модернизм; русский ренессанс; философия любви; В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев; Марк Криницкий.В первой профессиональной организации журналистов, созданной в 1918 г., сразу после революции, были многие, кто еще не успел разделиться на непримиримые лагеря (процесс только-только начинался), это был Ноев ковчег советской культуры. В статье рассматриваются начавшиеся споры между разными представителями «советской культуры», эти споры обнажили невозможность единства, Союз советских журналистов был обречен, ибо общество в послереволюционном состоянии оказалось совершенно раздробленным. Ноев ковчег советской культуры в океане революции нашел себе «землю», где было решено остановиться, выйти и обрести почву под ногами: для пролетарских писателей и журналистов она стала пролеткультовской, для Есенина с товарищами – имажинистской, для представителей Левого фронта – лефовской, для тех, кто мыслил культуру отдельно от диктатуры пролетариата, – по-прежнему модернистской. Так постепенно создавались условия для жесточайшей конкуренции борющихся между собой направлений новой культуры, каждое из которых рассчитывало стать главным и единственным.Ключевые слова: Союз советских журналистов; Пролеткульт; Сергей Есенин; модернизм; диктатура пролетариата.В статье рассматривается судьба русского модернизма в связи с Первой мировой войной, нарушившей привычную жизнь людей. Парадоксальным образом это нарушение привычной мирной жизни основные деятели модернистской культуры не относили к исключительно негативным событиям. Война не является причиной самой себя, она лишь следствие накопившихся проблем в самом человечестве. Это кризис внутренний, духовный, требующий своего разрешения, и это возможность преобразить свой внутренний мир, чтобы затем преобразился и мир внешний по отношению к человеку. Литературные и философские переживания модернизма, выплеснувшись наружу, показали, что кризис наличествует не только в человечестве, но и внутри этого течения. Останется ли в нем конституирующей основой Личность в ее сверхличностной перспективе утверждения себя или победит прежний славянофильский миф о православном государстве, выше интересов которого нет ничего в условиях войны, – эту дилемму и обсуждали модернисты, в этом и состоял кризис модернизма.Ключевые слова: неославянофилы; Первая мировая война; модернизм; кризис модернизма; философия модернизма; философия свободы личности.Первая мировая война и кризис русского модернизма (окончание)
Раскол модернизма заключался в том, что внутри него обозначились расхождения по отношению к государству во время Первой мировой войны. Одни модернисты стали исповедовать высшую ценность – православное государство, другие – по-прежнему утверждали, что высшей ценностью и началом всех начал является всякая личность, конституирующая реальность. Столкнулись две силы в одном движении, однако развязка конфликта была определена не аргументами сторон, а жестокой действительностью проигрыша в войне. Русский народ не выдержал тяжких испытаний – таков был итог этого внутреннего конфликта. Ни православное государство, ни народная личность не поднялись выше себя в стремлении преобразовать мир на новых, справедливых началах. Гибель империи стала гибелью и русского модернизма, оформленного в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. Однако зерно, упавшее в землю, непременно прорастает в новую жизнь, ибо не может умереть дух личности, бессмертный дух, ищущий метафизическое начало и оправдание жизни вопреки тоске и пессимизму.Ключевые слова: поражение в войне; гибель империи; кризис модернизма.А.К.Воронский в литературном и политическом процессе (середина 20-х – начало 30-х гг. XX в.)
В статье рассматривается биография А.К.Воронского, одного из главных деятелей литературного процесса в 20-х гг. XX в. Партия большевиков поручила ему не только цензуру (1922), но и руководство теми литераторами, которых Л.Д.Троцкий назвал «попутчиками». Специфика ситуации заключалась в том, что в середине 20-х гг. партия признавала несостоятельность пролетарской культуры, нуждавшейся в сотрудничестве со старой дореволюцинной культурой, чтобы научиться тому опыту, который был ею накоплен. Воронский помогал выживать «попутчикам» и одновременно старался обучить представителям молодой пролетарской культуры навыкам литературного мастерства. Эта деятельность вызывала ожесточенную критику пролеткультовских деятелей, видевших в деятельности Воронского происки классового врага. Сосуществование разных литературных группировок было возможно потому, что в партии еще не возобладала мысль об усилении классовой борьбы внутри страны.Ключевые слова: пролетарская культура; пролеткульт; цензура; попутчики; литературный процесс, троцкизм.А.К.Воронский в литературном и политическом процессе (середина 20-х – начало 30-х гг. XX в.) (окончание)
В заключительной части статьи речь идет о политическом преследовании А.К.Воронского, о следственных делах, которые раскрывают механизм травли в эпоху сталинизма. В публикуемом архивном фрагменте следственного дела 1937 года содержится подробная характеристика Воронским партийных, литературных деятелей, причислявшихся властью к троцкистской оппозиции. Несмотря на судебный характер документа, сведения, в нем содержащиеся, не противоречат тому, что нам известно по другим источникам – радикально меняются только оценки: то, что было легальной фракционной деятельностью во второй половине 20-х годов, в 1937 году квалифицировалось как тяжкое преступление против партии большевиков. Новый документ, вводимый в научный оборот впервые, поможет исследователям разобраться в хитросплетениях политических и литературных отношений вокруг журнала «Перевал», одним из создателей которого был Воронский.Ключевые слова: пролетарская культура; пролеткульт; цензура; попутчики; литературный процесс, троцкизм.«Мещанство» и «пошлость в литературно-философских спорах модернистов и позитивистов начала XX века
Статья посвящена спору начала XX века между модернистами и позитивистами о таких понятиях, как пошлость, мещанство, цинизм. Кажется, что эти понятия не должны вызывать споры: никто не станет сомневаться в том, что понимает значение этих терминов. Но это только кажется. В начале XX века развернулась большая дискуссия о понимании этих терминов, которая показала, что русское общество глубоко расколото на два мира: в одном конституировались идеи прав Личности, идеи Возрождения страны через сверхличные основания культуры, в другом боготворили Человечество. Что выше, Личность или Человечество? От решения этого вопроса во многом зависело будущее страны. В этих спорах нетрудно увидеть будущее всего XX века, страшного и кровавого.Ключевые слова: позитивизм; модернизм; пошлость; мещанство; цинизм; русский Ренессанс.«Мещанство» и «пошлость» в литературно-философских спорах модернистов и позитивистов начала XX века (окончание)
Отклики на письмо Горького с требованием снять с репертуара Московского Художественного театра уже готовый спектакль по роману Ф.М.Достоевского «Бесы» выразили модернистское отношение к ущемлению свободы личности в пространстве культуры. Практически все, кто откликался на эту ситуацию, осуждали писателя за насилие над творческой свободой. Однако революционная молодежь, выступавшая на открытых обсуждениях письма Горького, скорее поддерживала Горького, чем осуждала. Сам же пролетарский писатель ответил критикам, он ни в чем не признал свою вину и обвинил своих оппонентов в «мещанстве», «цинизме» и «пошлости». В статье рассматриваются глубинные основания различий в объяснении этих понятий. Эти различия были следствием диаметрально противоположных представлений о прогрессе страны, ее будущем.Ключевые слова: письмо Горького о спектакле МХТ «Бесы»; отклики на письмо; реакция революционной молодежи; представления о прогрессе страны.В статье рассматривается новейший опыт исследования особенностей формирования нового социально-психологического и творческого пространства в советской литературе и общественной жизни 1920-х гг. на примере материалов личных архивов советских литераторов и их судебно-следственных дел. Авторы анализируют механизмы адаптации творческой личности к условиям и требованиям складывающейся тоталитарной культуры.Ключевые слова: советская литература; общественная жизнь; репрессии и чистки; Исаак Бабель; Илья Ильф; Валентин Катаев; Евгений Петров.Художественный язык древней Руси как проблема (на примере Лицевого свода Ивана Грозного)
Статья посвящена изучению древнерусских миниатюр, находящихся в Лицевом летописном своде Ивана Грозного – уникальном памятнике русского Средневековья. Первое его факсимильное издание было осуществлено в 2004 году издательством «Актеон» (Москва). Десятки томов древней рукописи, 16 тысяч миниатюр, иллюстрирующих всемирную и русскую историю, увидели свет, стали доступны во многих библиотеках России и за ее пределами. Теперь доступ к первым (и последующим) томам ЛЛС (в электронном виде) возможен через Интернет. Казалось бы, издание гарантирует знание. Но это не так: требуется реконструкция знаковой природы миниатюр, чтобы понять их содержание. Речь идет об опыте реконструкции неизвестного языка русской культуры, который определял собой способ «прочтения» текста и художественного образа. Одна из главных проблем данной статьи – это изучение горизонта свободы древнерусского художника: был ли он несвободен в своем творчестве или явился создателем собственного художественного мира?Ключевые слова: Лицевой летописный свод; миниатюры; Иван Грозный; реконструкция; типология знаков.Статья посвящена событиям, которые произошли сразу после смерти Сталина. Его аппарат подавления работал некоторое время в режиме нон-стоп, — потребовалась воля, чтобы его остановить. Но была ли ли эта воля? Может быть, точнее говорить о параличе воли — как симптоме, который тоже был порожден работающей машиной подавления... Новые документы, обнаруженные в архиве, проливают свет на эту загадку остановки механизма сталинских репрессий.Ключевые слова: механизм репрессий, сталинизм в массахПри жизни Сталина только он и мог быть равным истине, только он и мог знать ее. После его смерти возникла идеологическая корпорация, которая взяла на себя функцию контроля за истиной, но каждый функционер, допущенный до отслеживания соответствий «практики» и «теории», знал, что его контролирующие функции ограничены. Идеологический аппарат партии унаследовал монопольные права на истину как корпоративный наследник. Именно корпорация стала претендовать на кастовое знание, которое освобождало их, «избранных людей», от ненужных формальностей. Ответы гражданам, которые составлялись в журнале «Коммунист» почти ничем не отличались от подобных же при жизни Сталина, зато обсуждения внутри редколлегии журнала (протоколы стали составляться с января 1954 г.) разительно отличались тем, что в них имя Сталина почти полностью отсутствовало. Н.С.Хрущев в своем докладе на XX съезде КПСС обнажил страшную правду о культе личности Сталина перед коммунистами, но остался верен укоренившимся двойным стандартам: его доклад был «секретным» — а содержание для «своих». И хотя нельзя было удержать этот мощный поток освобожденного сознания, прежний способ идеологической власти над обществом не подвергался сомнению.Ключевые слова: смерть Сталина; коллективное руководство; журнал "Коммунист"; двойные стандарты; июльский пленум ЦК КПСС 1953 года.Через день после похорон И.В. Сталина впервые прозвучали слова о недопустимости «культа личности». Их произнес Г.М. Маленков. Однако эти слова не имели прямого отношения к Сталину. Первое упоминание «культа личности», если исходить из основной интенции записок П.Н. Поспелова, секретаря ЦК КПСС, сообщившего о совещании в Президиуме ЦК КПСС 10 марта 1953 г., никак не связано с именем Сталина. Ключевая идея в выступлении Маленкова перед журналистами заключалась в том, чтобы никто из трех главных руководителей страны, членов Президиума ЦК КПСС, Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и В.М. Молотова, не получил предпочтения, чтобы руководство стало коллективным. Но и после июльского Пленума Президиума ЦК КПСС (1953 г.), на котором впервые Г.М.Маленков сказал прямо, что был «культ личности Сталина», никакого публичного разоблачения деятельности Сталина не было и быть не могло. По одной лишь причине: высказанную на Пленуме ЦК партии критику Сталина разрешалось повторять только высшим должностным лицам в партии на закрытых мероприятиях. Для всех прочих, и советского общества в целом, вплоть до секретного доклада Н.С. Хрущева на XX съезде партии, оставалась актуальной кампания разоблачения «вредного культа личности» вообще, т.е. почитания великой личности вопреки тому, что народ – истинный творец истории.Ключевые слова: смерть Сталина; «культ личности»; коллективное руководство страны; недопущение публичной критики Сталина.В статье анализируется монография профессора Будапештского университета Дюлы Свака «Русская парадигма». Авторы рассматривают научную новизну и своеобразие россиеведеческих исследований Д.Свака в широком теоретико-методологическом контексте поиска формулы русской истории в современном зарубежном россиеведении.Ключевые слова: историография; россиеведение; история России; Венгрия; парадигма.В интервью профессора Юрганова в центре внимания находятся перспективы и проблемы исторической науки, которая, по мнению ученого, имеет все шансы стать фундаментальной дисциплиной. Такая история не причастна ни к каким колебаниям политических настроений. Она является инструментом их анализа, а не обоснованием конкретных ценностей. История в этом качестве беспредпосылочна. Однако она является ключом к пониманию любого ценностного и культурного континуума. Прикладная же наука, которую используют в идеологических целях, существует и будет существовать всегда. Нужно только верно устанавливать границы, понимая, для каких целей реализуется исследования, для чего оно предназначено.Ключевые слова: татаро-монгольское иго; Куликовская битва; Дмитрий Донской; деспотизм; историческая феноменология; царский титул; Святая Русь.В статье речь идет о положении дел в исторической науке после смерти Сталина. Критический настрой по отношению к исторической науке особенно ярко проявился на совещании высочайшего уровня в Президиуме Академии наук 20. 03.1953 г. Основная тема выступления первого докладчика, и.о. директора Института истории А.Л.Сидорова, – признание гениальности работ Сталина и общего провала исторической науки. Наибольшей силы удар был направлен не против отдельной личности или даже группы лиц. Удар направлялся против всего Ленинградского Отделения Института истории, который намеревались закрыть за ненадобностью. Идеологическая машина не могла остановиться сразу, однако со временем разоблачительный тон выступлений менялся. Официальные круги встали на путь постепенной десталинизации исторической науки. Пример этому – подготовка к публикации материалов итоговой статьи одного из главных идеологов того времени А.М.Панкратовой. На разных стадиях этой подготовки многие идеологические крайности постепенно сглаживались.Ключевые слова: десталинизация, историческая наука, идеологическая кампания, марксизм-ленинизмВ статье исследуется отношение И.В.Сталина к царю Ивану Грозному в полемике с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Традиционно считается, что точка зрения вождя партии большевиков была уникальной. Советский руководитель якобы выразил особое сочувственное отношение к первому русскому царю. Автор доказывает, что эта интерпретация неверна. Сталин никакой уникальной точки зрения не выражал, но лишь повторял то, о чем писали советские историки, не только в своих обобщающих трудах, но и в учебниках. Создатель фильма «Иван Грозный», Сергей Эйзенштейн, – так традиционно считается, – выразил взгляд не уникальный, опираясь на широкий круг источников и научной литературы, вполне типичный для того времени. Однако автор статьи доказывает, что позиция кинорежиссера отличалась от общепринятого научного объяснения истории царствования Ивана Грозного. Позиция Сталина, напротив, исключала всякую психологизацию образа царя, выразившего собой и своими делами объективный процесс образования русского национального государства. Сталин поучал Эйзенштейна как плохого ученика, который не вызубрил «тему», не подготовился как надо к экзамену и не сдал его. Сталина вполне устраивали общеизвестные позиции историков, труды И.И.Смирнова, Р.Ю.Виппера, а также содержание учебников, сформировавших устойчивый стереотип восприятия эпохи Ивана Грозного. Эту эпоху надо было видеть не через психологию исторического деятеля, ибо тогда пропадет значимость свершений в строительстве Русского государства, но через объективную закономерность. Хотя и обезличенную, но мистическим образом одухотворенную, потому что в ней содержалось оправдание любой порочности, как бы ее ни понимали: в виде террора, прелюбодеяний или злоупотреблений личным здоровьем. Сталин не отказывался от диалектики, а потому жестокости Грозного, его злодеяний он не отрицал. Любому «минусу» он противопоставляет свой «плюс». Эта диалектика была обращена не к человечеству – очень хороший человек может быть жертвой необходимого процесса, и очень плохой человек может стать символом этого процесса – диалектика Сталина была обращена к природе, безмолвной, безучастной к страданиям, лишенной субъективных чувств. Согласно такой диалектике, любая сверхзадача важнее способов ее достижения. Правильная стратегия и эффективность искупают «субъективные» ошибки. Если Эйзенштейн делал акцент на противоречиях личности Грозного, то Сталин был силен тем, что говорил об очевидных для исторической науки советского времени фактах. Величественная цель не могла не оправдывать любых потерь. Однако, как большой художник, Эйзенштейн не мог до конца угодить власти и потому, в конце концов, нарушил конвенцию. Ему были ближе дореволюционные историки. За коллизиями эпохи Ивана Грозного он угадывал шекспировскую психологическую драму. Так столкнулись идеология и творчество.Ключевые слова: опричнина; историография; история России XVI в.; И.В.Сталин; С.Эйзенштейн.Источниковедение культуры в контексте развития исторической науки
Статья посвящена источниковедению культуры, новому и логически необходимому направлению современной исторической науки. Автор определяет границы метода, обоснованного недавно (Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М., 2003). Принципы источниковедения культуры сопоставляются с методологическими установками французской исторической Школы «Анналов» и российского позитивизма. По мнению автора, ни одно из вышеперечисленных направлений не преодолело недостатки новейшей герменевтики. Последняя сосредоточивалась на проблеме бессознательного, исследовала коллективную психологию, но была зачастую равнодушна к пониманию источников. Предметом источниковедения культуры становится авторское присутствие в тексте, реальность авторского сознания и опыт прямых высказываний. Изучение явного сознания, непосредственной рефлексии субъектов исторического процесса впервые обретает свой специфичный метод.Ключевые слова: нетИсточниковедение культуры в контексте развития исторической науки (окончание)
В заключительном разделе статьи речь идет об аксиоматических основаниях новой беспредпосылочной герменевтики исторических источников. Особенности предложенного метода становятся понятными при сопоставлении его аксиоматики с теоретическими положениями Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, А.С. Лаппо-Данилевского, Г.-Г. Гадамера и др. Предпосылки реконструкции первоначального смысла источников могут быть только общеметодологическими, но сама реконструкция не должна содержать ответов и не должна предвосхищать выводов конкретного исследования. Встреча с “чужим” сознанием всегда неожиданна. Кроме того, источниковедение культуры основывается на принципе дополнительности и не исключает творческого взаимодействия с другими методами, не ставит под сомнение саму возможность междисциплинарного синтеза.Ключевые слова: нетСтатья посвящена приемам и основополагающим мировоззренческим предпосылкам современных литературоведческих и культурно-исторических концепций. Претендуя на решение принципиальных вопросов гуманитарного знания, представители субъективистстких направлений делают своим основным оружием аргументы от идеологии и тем самым по-своему преодолевают установки позитивизма. Однако идеологически ориентированная гуманитаристика невольно оказывается союзницей постмодернистской эпистемологии. Исследовательский "эгоизм", потребительские сверхзадачи, противопоставленные коллективному опыту науки, завоевывают свободное интеллектуальное пространство. И теперь личное мнение или личная вера ученого, свобода его совести значат больше, чем реальность источникового сознания. Сравниваются два противоположных подхода к истории культуры, "консервативный" либерально-атеистический. И в первом и во втором случае авторы рассматриваемых концепций ссылаются на свою личную позицию как на важный научный факт и теоретическую модель. Странным образом противоположности дополняют друг друга: литературоведение, абсолютизирующее неизменное, и культурология, гипостазирующая становление без становящегося (процесс), оказывают в равной мере разрушительное и дезорганизующее воздействие на современную гуманитарную науку. Эти крайности нуждаются не столько в "примирении", сколько в диалектическом и творческом преодолении, обновляющем синтезе.Ключевые слова: нет