-
В центре повествования воспоминания автора об участии в конкурсе учебников по истории для школ рабочей молодежи и последующем обучении в аспирантуре Московского областного педагогического института. Все события даются в контексте целевой направленности и творческой деятельности автора, его научного становления и личностного самоанализа. В разделе «Штрихи к портретам» характеризуются доктор исторических наук, научный руководитель соискателя, В.Ф.Антонов, а также соавтор по художественно-исторической хрестоматии, посвященной древнему миру, А.В.Шестаков.
Ключевые слова: аспирантура; методика преподавания истории; учебники; диссертация; Московский областной педагогогический институт; С. А. Секиринский; В. Ф. Антонов; А. В. Шестаков; В. МессингВ фокусе этих очерков-воспоминаний три неординарные личности, с которыми судьба свела автора в пору его работы преподавателем в Крымском педагогическим институте. В первом очерке речь идет о совместной творческой работе автора очерка с В.М.Черным над темой о революционере, писателе и востоковеде Оскаре Тарханове и над историческими новеллами (книга «Со штемпелем Ялты»). Второй очерк посвящен поэту М.Л.Грунину, руководителю молодежного литературного объединения при Крымской организации Союза писателей. Персонажем третьего очерка является талантливый педагог С.Ф.Скляренко. Его письма из Севастополя свидетельствуют о неприятии инвалидом и ветераном войны националистической политики украинской правящей элиты.
Ключевые слова: соавторы В.Черный и О.Волобуев; «литература факта»; литературный кружок, М.Грунин; С.Скляренко; педагогическое рисование; ветеран и независимая УкраинаВ очерке рассказывается о судьбах ялтинского протоиерея св. Димитрия (Киранова), его жены Анны Львовны и сына Льва Дмитриевича. Супруги являются крестными автора очерка, который провел детство рядом с церковью Иоанна Златоуста и вложил в очерк свои воспоминания и впечатления. Представлено участие отца Димитрия вместе с другими крымскими священнослужителями в сопротивлении натиску большевистской власти и обновленческой церкви, в отстаивании конституционных прав Русской православной церкви (РПЦ). Верным и достойным спутником в его жизни была матушка Анна. Вместе они переживали гонения на церковь, преследования, клеветнические обвинения, ссылку отца Димитрия в Казахстан, высылку сына в Архангельск. В 1937 г. отец Димитрий был арестован и 4 января 1938 г. расстрелян. В 1997 г. он был причислен к лику местночтимых святых, а в 2000 г. на Архиерейском соборе РПЦ был прославлен для общецерковного почитания как новомученик.
Ключевые слова: священнослужение; ялтинские церкви 1920–1930 гг.; обновленчество; антирелигиозная политика; репрессии против РПЦПредмет исследования – определение приоритетных критериев систематизации и классификации многопартийности в России начала ХХ века. Рассматривается генезис и эволюция политических партий, подчеркивается роль инициативного меньшинства в их создании и функционировании. Обоснован вывод о том, что различные группы инициативного меньшинства, осмысливая конкретную социально-историческую ситуацию в стране, разрабатывают свои модели, пути и средства переустройства общества. На этой основе формируется система политических партий, которые конкурируют друг с другом в публичном политическом поле, ища опору в массах. В статье дано авторское определение понятия «политическая партия», предложены критерии отнесения партии к тому или иному типу.
Ключевые слова: генезис и эволюция политических партий; партийная система; инициативное меньшинство; модели, пути и средства общественного переустройства; типология партий и ее критерииОчередной фрагмент воспоминаний посвящен рассказу о трудном послевоенном времени, когда автор учился в Ялтинском сельскохозяйственном техникуме. В тексте имеется ряд бытовых деталей, передается дух и настроения тех лет в восприятии юноши, описана производственная практика в одном из колхозов Судакского района. Большое внимание уделяется людям, которые в той или иной степени оказали влияние на формирование личности автора. Отдельные сюжетные линии посвящены его друзьям и сложной судьбе отца. В разделе «Трио книголюбителей» показано, как общие интеллектуальные интересы способствуют и личной дружбе, и творческому развитию в юные годы.Ключевые слова: послевоенная Ялта; сельскохозяйственный техникум; преподаватели и учащиеся; друзья; литературные интересы; судьба отцаЭта часть воспоминаний посвящена времени учебы автора на историческом факультете Крымского педагогического института. В очерке рассматриваются возрастной состав и жизненная ориентация провинциального студенчества, подготовка студентов-историков к профессиональной деятельности, быт в условиях послевоенного проживания в общежитии. Даются индивидуальные характеристики преподавателей и некоторых особо выделившихся студентов. В разделе «Штрихи к портретам», в частности, речь идет о двух талантливых ученых – сейсмологе Б. В. Кострове и химике Э. А. Гюннере, которые одновременно с автором были студентами педагогического института. Студенческая повседневность связывается с рефлексией на социально-политическую жизнь страны (письма Сталину, смерть Сталина, передача Крыма Украине и др.).Ключевые слова: Крымский государственный педагогический институт; преподаватели; студенты; учеба; быт; сокурсники и друзья; рефлексия на социально-политическую жизнь страныЭта часть воспоминаний – пятилетие накопления опыта преподавательской деятельности в общеобразовательных учебных заведениях разного типа: семилетней школе при санаторном детском доме, городской семилетней школе, вечерней школе рабочей молодежи. Профессиональное становление учителя истории излагается в связи с жизнью молодого человека в хрущевское время: повседневным бытом, эпизодами нравственного выбора, политическими событиями в стране (ХХ съезд КПСС и др.). В очерке характеризуются товарищи, приятели и друзья автора, его родственники (Е.Королевский и др.), крымские писатели и поэты (А.Никаноркин, С.Славич, С.Супоницкий). Упоминаются и ученики школы рабочей молодежи из противотуберкулезного дома-интерната для участников войны, а также из числа «людей с причудливыми судьбами».Ключевые слова: учитель истории; профессиональное становление; семилетняя школа; вечерняя школа рабочей молодежи; товарищи и друзья; литературные знакомства.Фрагмент воспоминаний доктора исторических наук О.В.Волобуева (р. в 1931 г.) посвящен событиям, пережитым им и его семьей в годы Великой Отечественной войны. Автор проводит верификацию собственных детских впечатлений, обращаясь к мемуарам и дневникам современников, находившихся, как и он, в оккупированной Ялте в конце 1941 – начале 1942 г. Описаны также последующие (до лета 1945 г.) драматичные обстоятельства жизни в украинском селе Ново-Ивановка. Военный период характеризуется О.В.Волобуевым как важный этап в личностном становлении.Ключевые слова: повседневность в годы Великой Отечественной войны; дети и война; оккупационный режим; Ялта и украинское селоПослевоенные годы: дорогами Северной Таврии. 1945–1948 (продолжение)
В представленном фрагменте воспоминаний описаны отроческие и юношеские годы, проведенные автором после окончания войны в Запорожской области. Этот нарратив включает в себя жизнь у родственников в Пологах, пребывание в детском доме в Каменке Днепровской и учебу в Запорожском техникуме сельскохозяйственного машиностроения. Текст содержит ряд бытовых зарисовок, а также эпизодов из жизни молодого человека, отражающих этапы его взросления.Ключевые слова: послевоенная повседневность; Пологи, Каменка Днепровская, Запорожье; семилетняя школа, детский дом, техникум; социальная адаптация и формирование личности