Волобуев Олег Владимирович
– доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Московского государственного областного университета, volobuevov@yandex.ru
-
Очередной фрагмент воспоминаний посвящен рассказу о трудном послевоенном времени, когда автор учился в Ялтинском сельскохозяйственном техникуме. В тексте имеется ряд бытовых деталей, передается дух и настроения тех лет в восприятии юноши, описана производственная практика в одном из колхозов Судакского района. Большое внимание уделяется людям, которые в той или иной степени оказали влияние на формирование личности автора. Отдельные сюжетные линии посвящены его друзьям и сложной судьбе отца. В разделе «Трио книголюбителей» показано, как общие интеллектуальные интересы способствуют и личной дружбе, и творческому развитию в юные годы.Ключевые слова: послевоенная Ялта; сельскохозяйственный техникум; преподаватели и учащиеся; друзья; литературные интересы; судьба отцаЭта часть воспоминаний посвящена времени учебы автора на историческом факультете Крымского педагогического института. В очерке рассматриваются возрастной состав и жизненная ориентация провинциального студенчества, подготовка студентов-историков к профессиональной деятельности, быт в условиях послевоенного проживания в общежитии. Даются индивидуальные характеристики преподавателей и некоторых особо выделившихся студентов. В разделе «Штрихи к портретам», в частности, речь идет о двух талантливых ученых – сейсмологе Б. В. Кострове и химике Э. А. Гюннере, которые одновременно с автором были студентами педагогического института. Студенческая повседневность связывается с рефлексией на социально-политическую жизнь страны (письма Сталину, смерть Сталина, передача Крыма Украине и др.).Ключевые слова: Крымский государственный педагогический институт; преподаватели; студенты; учеба; быт; сокурсники и друзья; рефлексия на социально-политическую жизнь страныЭта часть воспоминаний – пятилетие накопления опыта преподавательской деятельности в общеобразовательных учебных заведениях разного типа: семилетней школе при санаторном детском доме, городской семилетней школе, вечерней школе рабочей молодежи. Профессиональное становление учителя истории излагается в связи с жизнью молодого человека в хрущевское время: повседневным бытом, эпизодами нравственного выбора, политическими событиями в стране (ХХ съезд КПСС и др.). В очерке характеризуются товарищи, приятели и друзья автора, его родственники (Е.Королевский и др.), крымские писатели и поэты (А.Никаноркин, С.Славич, С.Супоницкий). Упоминаются и ученики школы рабочей молодежи из противотуберкулезного дома-интерната для участников войны, а также из числа «людей с причудливыми судьбами».Ключевые слова: учитель истории; профессиональное становление; семилетняя школа; вечерняя школа рабочей молодежи; товарищи и друзья; литературные знакомства.Фрагмент воспоминаний доктора исторических наук О.В.Волобуева (р. в 1931 г.) посвящен событиям, пережитым им и его семьей в годы Великой Отечественной войны. Автор проводит верификацию собственных детских впечатлений, обращаясь к мемуарам и дневникам современников, находившихся, как и он, в оккупированной Ялте в конце 1941 – начале 1942 г. Описаны также последующие (до лета 1945 г.) драматичные обстоятельства жизни в украинском селе Ново-Ивановка. Военный период характеризуется О.В.Волобуевым как важный этап в личностном становлении.Ключевые слова: повседневность в годы Великой Отечественной войны; дети и война; оккупационный режим; Ялта и украинское село
Послевоенные годы: дорогами Северной Таврии. 1945–1948 (продолжение)
В представленном фрагменте воспоминаний описаны отроческие и юношеские годы, проведенные автором после окончания войны в Запорожской области. Этот нарратив включает в себя жизнь у родственников в Пологах, пребывание в детском доме в Каменке Днепровской и учебу в Запорожском техникуме сельскохозяйственного машиностроения. Текст содержит ряд бытовых зарисовок, а также эпизодов из жизни молодого человека, отражающих этапы его взросления.Ключевые слова: послевоенная повседневность; Пологи, Каменка Днепровская, Запорожье; семилетняя школа, детский дом, техникум; социальная адаптация и формирование личности