Келлер Андрей Викторович
– доктор философии (Фрайбургский университет), старший научный сотрудник Института гуманитарных наук и искусств Уральского Федерального университета, Екатеринбург
-
Оружие, иностранцы и сталь: государственные и партикулярные практики в металлообрабатывающей и оружейной промышленности в России
В статье анализируются государственные и партикулярные практики в российских модернизациях, трансфер европейских знаний и технологий в металлообрабатывающей и оружейной промышленности. Для объяснения их феномена автор пользуется концептом симбиоза современных и архаичных, государственных и партикулярных, т.е. частных, неофициальных практик, с помощью которого анализируются факторы государственного протекционизма, частной инициативы, иностранного предпринимательства, интеракции предприятий крупной, средней и мелкой промышленности, включая предприятия ремесленно-кустарного типа. Для понимания процессов адаптации и аккультурации существенным является сравнительный анализ опыта промышленных районов в России и Западной Европе.
Ключевые слова: кустарные промыслы; ремесленники; промышленные районы; микро- и макро- и экономика; металлургическая и оружейная промышленность; модернизацияТерминология российского городского ремесла XVIII–XIX веков
Если слово «ремесло», обозначающее какую-либо производственную или творческую деятельность, употребляется сегодня обычно как нейтральное, то в случае с понятием «ремесла» в современном употреблении бытует зачастую негативная оценочность, что связано с историей научно-технического прогресса, возникновением индустриально-промышленной цивилизации и, в определенной степени, историографической традицией. Значение «ремесленный» выстраивает, как правило, синонимический ряд с негативными коннотациями: рутинный (ремесленник, а не творец, не художник), узкий, примитивный (примитивные орудия труда), противозаконный (воровское ремесло). В связи с этим мы попытаемся разобраться, что собой представляет работа и произведение ремесленника – ремесло это или искусство? Ремесленный мастер – кто он, ремесленник или художник? Но это кажущееся противоречие, эти понятия могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. Ремесло может быть искусством, а ремесленник – художником, это зависит от интерпретатора, участников и контекста событий, их места и времени.Ключевые слова: вестернизация; городское ремесло; городской ремесленник; искусство; модернизация; Санкт-Петербург.Терминология российского городского ремесла XVIII–XIX веков (окончание)
В результате промышленной революции и гигантомании прошлого фабрики и заводы XX в., подобно древним египетским пирамидам, становясь музейными объектами, уходят в прошлое. Им на смену приходят экологичные, гибкие и высокотехнологичные малые формы производства, имеющие генетическую связь с ремесленной мастерской. Это приводит к пересмотру истории ремесла и появлению новых исследовательских горизонтов. Но зачастую шедевры технического прогресса, возвышающиеся над экономической пустыней, все еще закрывают своей тенью ремесленного мастера. На примерах ремесленной мастерской, завода и фабрики попытаемся посмотреть, в каких отношениях эти понятия находились во времена протоиндустриализации XVIII – 1-й половины XIX в. и индустриализации во второй половине последнего.Ключевые слова: Санкт-Петербург; городское ремесло; завод; многоукладность; промышленная революция; ремесленная мастерская; трансграничность; фабрика.«...он был большой охотник до роскоши и великолепия». Петербургский портной в XVIII веке
Став новой столицей Российской империи, Санкт-Петербург, с одной стороны, вобрал в себя московский опыт взаимодействия с иностранными специалистами из Немецкой слободы XVII в., а с другой, – представлял экспериментальное пространство, в котором генерировалось новое знание и опыт обмена на новом уровне, т.е. в мастерских иностранных портных. Какое влияние оказывала европейская мода на развитие портновского ремесла Петербурга? Как развивалось портновское ремесло? Ведь оно должно было обеспечивать население большого по тем временам города: дворян, мещан, ремесленников и купцов, царский двор, армию и флот. Наличие множества иностранных портных в Петербурге существенно повлияло на развитие портновского ремесла и привело к возникновению крупнейшего центра моды в России XVIII в.Ключевые слова: Санкт-Петербург XVIII в.; мода; мужской костюм; петербургские портные; городское ремесло; модернизация; вестернизация.Петербургский портной – законодатель мод первой половины XIX века
Сегодня профессия портного, кутюрье (фр. couturiere – портниха, от couture – шитьё, сшивание), мастера своего дела и артиста в одном лице, становится престижной. Но уже задолго до этого данный тренд существовал в Петербурге первой половины XIX вв. Как менялось социальное и экономическое положение портных Петербурга этого времени? Какое влияние оказывала мода на развитие ремесла? Какие модные европейские веяния, нашли свое распространение с вестернизацией после петровских реформ? Петербург, как европейская столица, славящаяся своей роскошью, привлекал большое количество портных из Европы, что привело к необычайному симбиозу и расцвету портного ремесла в 19 веке.Ключевые слова: Санкт-Петербург; мода; мужской костюм; петербургские портные; городское ремесло; городские ремесленники; модернизация; вестернизация.«Средневековый институт» или инновация в духе петровских реформ? Цехи в России и корпоративное самоуправление ремесленников на примере Санкт-Петербурга с начала XVIII до начала XX века
Введение цехов в Санкт-Петербурге в 1722 г. сыграло важную роль в развитии городского ремесла и корпоративного самоуправления. Выявлены признаки образования, примерно к середине XIX в., гражданского самосознания цеховых ремесленников. Инициатива цеховых мастеров в пореформенный период, требовавших уравнения в правах вечных и временных мастеров, не нашла поддержки в правительстве, что привело к институциональному застою, несмотря на значительный численный рост цеховых ремесленников вплоть до 1914 г.Ключевые слова: цехи; городское ремесло; модернизация; ремесленники; мастеровые; ремесленное самоуправление.