Филиппова Татьяна Александровна
– кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН\r\nfilipova2006@yandex.ru, filipova2006@yandex.ru
-
В статье рассматриваются основные темы, сюжеты и образы, формировавшие на протяжении десятилетий проблематику балканского вопроса в интерпретации русской дореволюционной журнальной сатиры. На историческом материале двух острейших балканских кризисов (1875–1878 и 1912–1913 годов) анализируются традиции и новации русского сатирического рисунка в создании образов Турции и ее репрессивной политики на Балканах, а также образы славянских народов в их борьбе за национальное освобождение.
Ключевые слова: Балканский кризис 1875–1878 годов; Русско-турецкая война 1877–1878 годов; Балканские войны 1912–1913 годов; русская журнальная сатира; русская карикатура; образ врага; славянское единство; балканский вопрос«Конец пришел гарему…» «Гендерные» образы Османской империи в критической риторике русской журнальной сатиры начала ХХ века
Статья посвящена анализу сатирических образов Турции в отечественной сатирической журналистике начала ХХ века, в эпоху, когда традиционные империи Романовых и Османов переживали острый социально-политический кризис, связанный с процессами ускоренной модернизации государственного устройства. На базе нарративных и изобразительных материалов ведущих сатирических изданий своего времени автор выявляет интересный феномен: критика российскими журналистами-сатириками «обновления по-османски» становится своего рода «зеркалом» восприятия и оценки внутриполитической ситуации в Российской империи в начале столетия войн и революций. «Гендерные» образы в сатирической трактовке Турции в этом контексте представляют особую «ориенталистcкую» специфику критических риторик в адрес «южного соседа».Ключевые слова: Османская империя; младотурецкая революция; Абдул Хамид II; сатирическая журналистика; журнал «Сатирикон»; журнал «Шут»; журнал «Осколки»; гендерные риторикиКультура, революция, война. «Культурное измерение» кризиса 1917–1922 годов в современной российской историографии
В центре внимания работы – переосмысление в современной историографии (отечественной и зарубежной) культурного контекста военно-революционного кризиса в России 1917–1922 годов. Разработка этой проблематики помогает уточнить ответы на ключевой вопрос данной темы: почему «красный проект» оказался успешнее «белого» и какое место в этой эпохальной коллизии сыграли факторы, явления и запросы культуры. Обрушение традиционной системы ценностей, формирование неосакральности большевистского образца; реальность или утопичность демократической альтернативы в российской революции; причины слабости либерального курса; конспирология и мифология большевистского переворота; спор о культурной сути большевизма, взаимная ответственность общества перед культурой и культуры перед обществом на переломном этапе отечественной истории – таковы основные темы, которые находятся в центре внимания современной мировой исторической науки по данной проблематике.Ключевые слова: Революция в России 1917 года; гражданская война в России 1917– 1922 гг.; современная историография революции и гражданской войны в России, большевизм как политико-культурное явление; российский либерализм; конспирология и мифология большевистской революции; культура России в 1917–1922 гг.Олегов щит в революционном «интерьере». Образы Востока в русской журнальной сатире 1917–1918 годов
На основе фронтального анализа комплектов российских сатирических журналов за 1917–1918 годы в статье исследуется формирование и изменение образов Востока («внутреннего» и «внешнего») в общественном мнении и печати России эпохи революции и начала гражданской войны. Автор демонстрирует амбивалентное отношение российских журналистов-сатириков к образу Турции (вражда/сочувствие) как объекту сатиры. Контекстом подобного отношения выступает общий военный, политический и геополитический фон эпохи – крах прежних имперских режимов в результате мировой войны и революций.Ключевые слова: революция 1917 года; гражданская война в России; сатирическая печать; «Новый Сатирикон»; общественное мнение; образы Востока; Турция в Первой мировой войне; Кавказский фронт.«... Для "Великой России" всего-то понадобилось четыре гвоздя...»: женские образы революции 1917 года в отечественной журнальной сатире
Статья основана на анализе русских сатирических журналов («Новый Сатирикон», «Пугач», «Бич», «Стрекоза» и др.), издававшихся в революционные месяцы 1917 – начала 1918 гг., их общественной позиции и политических оценок революционного кризиса в России. В центре внимания находятся «женские» образы триады «Россия – Революция – Свобода» как метафоры революционных перемен. Исследование свидетельствует: российская политическая сатира эпохи в ее основных жанрах представляет собой ценный исторический источник, поскольку в образной форме демонстрирует способ апроприации обществом опыта революционных перемен, обеспечивая исследователя инструментом проникновения в структуры повседневности революционного кризиса 1917–1918 годов.Ключевые слова: Революция 1917 года; сатирическая печать; «Стрекоза»; «Бич»; «Пугач»; «Новый Сатирикон»; русская журналистика; имагология; женские образы; большевики; Брест-Литовский мирный договор.