Жбанкова Елена Васильевна
– доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В.Ломоносова, evzhbankova@mail.ru
-
Роль и место салонного танца в воспитании детей и взрослых в дореволюционной России
К середине XIX века культура преподавания салонного (бального) танца в России достигла высокого развития. Сложилась настоящая система обучения танцу, ключевую роль в которой играл преподаватель. В его функции входила не только обязанность разучить танцевальные движения, но и воспитывать учеников в правилах этикета, присущего светскому обществу. «Танцеванию» учили маленьких детей дома, в начальных, средних и высших учебных заведениях по программам, принятым Министерством народного просвещения. Модным новинкам молодежь и взрослые люди обучались в танцклассах, открываемых профессиональными танцовщиками.
Ключевые слова: учитель; танцкласс; учебная программа; воспитание; нравственностьРусский бал XIX – начала XX вв.: что и как продолжали танцевать наши предки
В России в XIX – начале ХХ вв. салонная танцевальная практика достигла кульминации в своем развитии. Балы как форма досуга стали неотъемлемой частью бытовой жизни не только аристократии, но и других социальных слоев русского общества. На протяжении XIX века хореографический язык бального танца по-прежнему обновлялся во Франции, а затем распространялся в других странах Европы, но в конце века произошла кардинальная смена ориентиров, и европейский бальный танец стал стремительно «американизироваться».Ключевые слова: бал; аристократия; купечество; вальс; мазурка; полька; «американизация»; бостон; тангоХореографический досуг на Руси (что и как танцевали наши предки?)
На Руси после принятия христианства танцевальная практика запрещалась православной церковью как наследие язычества и из опасений влияния католичества. Культура бального танца утвердилась в жизни русского человека только на рубеже XVII–XVIII вв., в период петровских бытовых реформ. В это время салонная хореография в Европе находилась на высокой ступени развития, и России пришлось приложить немало усилий, чтобы достичь этого уровня, продолжая преодолевать сопротивление церкви.Ключевые слова: язычество; пляска; бальный танец; трактат; реформы; правилаВ 2018 г. художественной общественностью было отмечено несколько памятных дат: 280-летие русской балетной школы, 200-летие М.И.Петипа и 140-летие окончания русско-турецкой войны 1877–78 гг. В статье речь пойдет о трех французских хореографах: Ж.Ланде, Ш.Дидло и М.Петипа, создавших основу для расцвета русского балета. Кроме того, особое внимание будет уделено вкладу Петипа в формирование у русской аристократии чувства сопричастности к событиям на Балканах в поисках национальной (славянской) идентичности.Ключевые слова: балет; французские балетмейстеры; война; славянская идентичность; народные танцы.Для чего и какая физическая культура нужна пролетариату СССР?
Весной 1918 года в советской России началась всеобщая военная подготовка граждан, одной из основных задач которой являлась организация физического обучения рабочего класса и крестьянства. Для решения этой задачи была создана стройная теория «советской системы» физической культуры и образованы органы руководства и контроля за развитием физкультуры и спорта в государстве диктатуры пролетариата.Ключевые слова: физическая культура пролетариата, военная подготовка, органы управления, воспитание, движение, гимнастика.Практическая реализация «советской системы» физической культуры в 1920-е годы
В СССР после окончания гражданской войны существовали четкие официальные идеологические установки на работу по внедрению «физкультурного оздоровления масс» в быт советских граждан. Однако практическое распространение физкультуры оставляло желать много лучшего. Несмотря на активнейшую деятельность ВСФК, Главполитпросвета, Пролеткульта, пролетфизкультов, профсоюзов, комсомола, рабочих клубов и других организаций и ведомств, массовой физкультуризации в СССР в 1920-е гг. не наблюдалось.Ключевые слова: резолюция; кружок физкультуры; физкультурная секция; единая трудовая школа; рабочий класс; крестьянство; комиссия; проверка.«Напряженная динамика эпохи»: танец – особая форма идеологического и физического воспитания первых послереволюционных лет
В статье речь идет о месте общественного танца в быту и досуге рабочего класса в 1920-е годы. Пролетарская молодежь на своих вечеринках исполняла танцы, основанные на фокстроте, что было модно в то время в Европе. Они стали символом мелкобуржуазного влияния, а потому подвергались критике и даже запретам. Советская власть стремилась в рамках создаваемой пролетарской культуры будущего социализма придумать новый массовый танец, соответствующий идеологическим требованиям текущего момента.Ключевые слова: общественный танец; фокстрот; танго; пролетарская культура; физкультура; гимн революции.«Художественная пропаганда коммунистических идей...» Государственная политика России в сфере искусства первых постреволюционных лет
В статье анализируются мероприятия, проводимые государственными и партийными органами в первые годы советской власти в области художественного творчества. В первую очередь, это касается деятельности Музыкального, Театрального и Фото-киноотдела Наркомпроса. Выделяются особенности этой деятельности, вызванные обстановкой становления государства диктатуры пролетариата и условиями идущей Гражданской войны.Ключевые слова: музыкальное строительство; концерт-митинг; репертуар; массовый праздник; агитфильм.