Юдин Кирилл Александрович
– кандидат исторических наук, доцент, преподаватель и научный сотрудник Ивановского государственного университета, kirill-yudin.hist@mail.ru
-
«Кино… не может быть аполитичным»: контроль над советским киноискусством (1928–1941 гг.)
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений партийно-государственной власти и советской кинематографической интеллигенции. В центре внимания исследования – процессы контрольно-цензурного, репрессивного и информационно-идеологического воздействия на крупнейших деятелей культуры и работников кинопромышленности. Показывается, что выбранный хронологический отрезок имеет условно-символические границы. Делаются выводы о функционировании следующих методов и форм контроля: институциональная многоликость, социальная мобилизация, политизация повседневности и медиапространства. Обосновывается их общесистемный и универсально-долговременный, метаисторический характер применения. Их интенсивность повлияла на состояние современной коллективной / социальной памяти и восприятие кинофильмов, обладавших высокой идейно-художественной ценностью, но косвенно способствовавших идеализации сталинской эпохи в научной историографии и общественном сознании.Ключевые слова: советская культура; сталинизм; киноискусство; интеллигенция; социальная мобилизация; политико-идеологический контроль; цензураБорьба с «формализмом» в советской музыке (вторая половина 1940 – начало 1950-х гг.)
В статье анализируются некоторые аспекты культурной политики СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Исследуется одна из ведущих идеологических кампаний по борьбе с «формализмом» в советской музыке, которая рассматривается как репрезентативная иллюстрация усиленного применения контрольно-репрессивных и административно-регулятивных технологий «позднего сталинизма». Прослеживается ход кампании на основе воспроизведения информационно-политической, аппаратной подготовки, осуществляется внутренняя периодизация и корреляция с другими аналогичными акциями того времени. Показан инструментально-локализированный характер кампании, организованной для достижения мгновенного дисциплинирующего и устрашающе-травматического эффекта, направленного против музыкальной интеллигенции и ее творческой свободы. Автор приходит к выводу о необходимости деликатной и взвешенной оценки «дела музыковедов-формалистов». Это обусловлено амбивалентностью исторической ситуации – сочетанием идеологического пристрастия и наличия элементов объективной критики пределов музыкально-эстетического экспериментирования.Ключевые слова: советская культура; «поздний сталинизм»; музыкальное искусство; «формализм»; «безродный космополитизм»; репрессии; идеология; политический контроль.«Вредительство» на объектах военной промышленности СССР (конец 1920-х – начало 1940 годов)
Статья продолжает традиции изучения политического контроля, технологий и меха-низмов власти, административных приемов и стратегий, использовавшихся сталинским режимом в 1920–1940-е гг. Автор сфокусировал внимание на определенном аспекте – «правом оппортунизме», который рассматривается как государственно-политическое преступление и универсальная идеологема, позволявшая осуществлять информационно-когнитивную «диверсию», сегрегацию общества на «своих» и «чужих». Анализируется генезис, сущность этого феномена в политическом дискурсе и историографии, а также деятельность специализированных структур по борьбе с одним из проявлений «правого оппортунизма» – «вредительством» на объектах военной промышленности. По итогам исследования делается вывод о том, что «антивредительская» кампания и применявшиеся в рамках ее методы контрольно-репрессивного давления в их совокупности можно рассматривать как политико-технологический, операциональный и идейно-методологический фундамент сталинской диктатуры и системы управления советским государством.Ключевые слова: политический контроль, государственная безопасность, «правый оппортунизм», «вредительство», военная промышленность, сталинская диктатура, репрессии.