Ферретти Мария
– доктор исторических наук, профессор Университета Витербо, Италия
-
На широком архивном материале в статье исследуется один из частных эпизодов истории сталинизма, конфликт рабочих ярославского предприятия и партийной верхушки в 20-ые гг. 20 века. В центре внимания автора оказывается фигура народного вождя, В.И.Люлина, который посмел бросить вызов партии. Рабочие поддержали своего лидера. Этот конфликт служит ярким примером противостояния пролетариев и власти накануне «великого перелома» и эпохи сталинских репрессий 30-ых гг. Исследование проводится в русле такого широко известного подхода, как микроистория. Существо данного научного метода состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в малых, частных коллизиях и конфликтах отражаются тенденции эпохи, ее универсальные системообразующие принципы. Это позволяет автору статьи прийти к гипотезе, согласно которой сталинизм был не столько выражением варварского азиатского способа управления массами, сколько одним из проявлений общеевропейского кризиса, начавшегося в 20 столетии, в эпоху, когда общество Модерна вступило в полосу решительных испытаний.Ключевые слова: сталинизм; конфликт рабочих и власти; вызов партии; эпоха репрессий.Отечественная война 1941–1945 гг.– единственное событие прошлого, память о котором разделяется всей страной и играет первостепенную роль в реконструкции национальной идентичности после развала СССР. В статье рассматриваются причины, по которым отношение к памяти о войне и к фронтовикам менялось в различные периоды советской и постсоветской истории. К опыту войны восходят две разных памяти. Одна – это воспоминания о трагедии войны, об освобождении от фашизма не только своей страны, но и всей Европы – во имя универсальных идеалов свободы. Другая память связана с возрождением государственного могущества, с созданием в брежневские годы культа победы в качестве нового источника легитимации власти взамен исчерпавших себя идеалов Октябрьской революции. Распространение в современном обществе концепции тоталитаризма, объединяющей сталинизм и нацизм, по мнению автора, также деформирует память о войне. Однако, несмотря на господствующий и сейчас государственный культ победы, память, несущая идеалы свободы, жива в современной России.Ключевые слова: Великая Отечественная война; народный героизм; дух свободы; фальсификация потерь; сакрализация победы; ревизионизм в историографии; льготы ветеранов; возрождение памяти.