Федотова Марина Сергеевна
– аспирантка Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов
-
Крымская война (1853-1856) была противоречивым событием в глазах ее участников, современников и очевидцев. Тем не менее, в русской культурной памяти события этой войны стали национальным мифом, героическим триумфом, священной войной за веру. Севастополь стал символом национальной гордости, славы, символом святости. Павшие солдаты и офицеры были провозглашены святыми, людьми Бога. В этой статье показано влияние христианских образов на героический дискурс Крымской войны и Севастопольской осады. Автор акцентирует внимание на евангельских сюжетах и пасхальных образах и изображает солдат, моряков, их командиров и матерей.Ключевые слова: миф о Севастополе; культурная память; Крымская война (1853–1856); пасхальные образы; народные герои.
Образы «народных героев» войны 1853–1856 гг. в культурной памяти
Война 1853–1856 гг., несмотря на разочарование, которое она вызвала у современников, впоследствии не стала забытой и превратилась в один из важнейших героических и народно-патриотических символов. Эйфория первых успехов, ожидания несомненной будущей победы, патриотический подъем начального периода войны трансформировались в чувство скорбной гордости к началу XX века. Подчеркивалось, что поражение было не моральным, а военным, «физическим». В статье показано влияние героической традиции прошлых войн, в частности кампании 1812 года против Наполеона I, на эволюцию памяти о Крымской войне. Эта традиция задавала своеобразные рамки существованию памяти и способствовала сглаживанию образа травматического прошлого благодаря постепенному стиранию трагической памяти и дополнению её героической. В статье рассматриваются образы персонажей из народа, сложившиеся в нарративах и вошедшие в своеобразный Пантеон героев войны в Крыму. Образы должны были подчеркивать народный характер войны, где огромное место отведено подвигу, жертвенности, моральному превосходству над противником. Сами герои превратились в символы и стали частью севастопольского мифа.Ключевые слова: война 1853–1856 гг.; культурная память; исторические мифы; народные герои.