Щеглов Андрей Петрович
– управляющий делами Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря, кандидат философских наук, докторант ИФРАН, сектор Истории русской философии
-
В статье исследуется одна из самых сложных проблем в истории философии и богословия – проблема возникновения и существования зла. На примере большого количества славяноязычных средневековых текстов показано, как решалась проблема появления зла в мире. Большое внимание уделено Палее Толковой и легенде о падении Сатаниила, благодаря которым формировались представления наших древнерусских предков о природе зла. В соответствие с общеправославной традицией древнерусские книжники интерпретировали зло как «небытие», которое не входило в замысел Творца о мире. На конкретных текстах показано, что зло не причастно к порядку вещей, что это не самостоятельная онтологическая сущность, а результат искажения бытия и связанных с ним духовных состояний людей. Зло и пришедший с ним грех в памятниках древнерусской письменности рассматриваются как «болезнь» свободной воли, которая в силу человеческой природы склонна принимать за добро его призрак. Реконструируются основанные на библейских постулатах доктринальные установки вероучения, согласно которым зло рассматривается как реальность только в последствиях волевых действиях сотворенных субъектов, которые вопреки божественному замыслу и дают существование злу в мире.Ключевые слова: древнерусские памятники письменности; Палея Толковая; легенда о падении Сатанаила; добро; зло; первородный грех; дьявол; личность; гармония; искаженный универсум.