Наседкин Егор Николаевич
– студент IV курса исторического факультета МГУ
-
Сто лет прошло после отлучения Толстого, но интерес к этому событию не угас до сих пор. В нашей статье предпринята попытка реконструировать мысли и чувства Толстого, вызванные его отлучением, для чего рассматривается его позиция по отношению к церкви и вере в целом. В своем исследовании мы пришли к выводу, что основа морально-религиозного учения Л.Н. Толстого – вера в то, что человек должен поступать с другими так, как хочет, чтобы поступали с ним. Это правило, которое легко объясняется разумом, Толстой возводит до уровня космического закона, на уровень ирреальной веры. Следуя своим убеждениям, Толстой должен был бы с презрительным возмущением отнестись к постановлению синода. Таким он и предстает в его «Ответе синоду». Но исследовать мировоззрение писателя лишь по «Ответу» нам представляется неверным, такой подход был бы однобоким. Мы находим признаки глубоких душевных переживаний, которые испытывал Толстой, в его дневниках и переписке. Причину внутреннего потрясения, которое он пытался скрыть, мы склонны видеть в сомнениях, отдельные сведения о которых содержат дневники писателя за этот период, – сомнениях в созданной им самим системе моральных ценностей.Ключевые слова: нет