Киселев Михаил Александрович
– кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН
-
«По правам всего света»: легитимация дворцового переворота 1741 г. и проблема законности воцарения Елизаветы Петровны
Статья посвящена проблеме сочетания в российской политической культуре XVIII в. стремления правящей элиты к идеалу правления по законам и «беззаконных» дворцовых переворотов на материалах легитимации событий 1741 г., приведших к власти Елизавету Петровну. Ряд историков полагает, что Елизавета Петровна строила легитимацию своего восшествия на факте кровного родства с Петром Великим. Как показывается в статье, Елизавета Петровна при обосновании своего воцарения обращалась, прежде всего, к правовым аргументам, а не к тому факту, что ее отцом был Петр I. Таким образом, она уже строила легитимацию по канонам новой светской правовой культуры. В то же время сам факт, что она смогла изобразить дворцовый переворот как торжество законности, был возможен благодаря недостаточной развитости и слабой устойчивости элементов светской правовой культуры.Ключевые слова: Елизавета Петровна; М.В.Ломоносов; дворцовые перевороты; Российская империя; история российского права.«Отворить вход к благополучию дарованиям природным»? Сословная проблематика проектов образовательных реформ И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова на рубеже 50-х – 60-х годов XVIII в.
В статье рассматривается решение проблемы встраивания образовательных учреждений в сословное общество империи, предложенное в проектах образовательных реформ на рубеже 50-х – 60-х гг. XVIII в. И.И.Шуваловым и М.В.Ломоносовым, придерживавшихся противоположных взглядов. Для Ломоносова образовательные учреждения должны были стремиться обучать наукам одаренных детей, вне зависимости от их сословной принадлежности. По мнению Шувалова, система школ и гимназий должна была быть предназначена только для дворянских детей. Это связывалось с тем, что именно им по рождению предназначалось управлять государством.Ключевые слова: И.И.Шувалов; М.В.Ломоносов; история образования; история Российской империи.