язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 5 от 2017 г. >

«Мы работаем не только на благо всего мусульманского мира, но и всего человечества»: мусульманское движение в Евразии в 1917 году

Статья посвящена мусульманскому движению на территории Евразии в условиях Великой российской революции 1917 года, анализу его целей и лидерам, руководившим через Всероссийский мусульманский совет многомиллионным мусульманским населением Российской империи, ставшей в сентябре 1917 г. Российской Республикой. Особое внимание уделяется личности председателя этого Совета Ахмеду Цаликову, – теоретику и лидеру этого движения.

О финансовой стороне издания газеты «Правда» (март–май 1917 г.)

Статья посвящена проблеме финансирования газеты «Правда» после возобновления ее издания в марте 1917 г. Анализируются доходная и расходная части бюджета газеты за март–май 1917 г., приводятся сведения о финансовых источниках приобретения большевиками собственной типографии в издательстве «Труд».

Октябрь 1917 года и генеалогическая культура русского дворянства

В статье проводится анализ генеалогической культуры русского дворянства после октября 1917 г. Отмечено, что процесс ее утраты происходил одновременно вне зависимости от места жительства дворян, но причины этого были разные: социоцид в СССР и ассимиляция в эмиграции. Происходило обесценивание родства как основы семейной жизни, значительная часть информации о происхождении и родственных связях была утрачена, сокращались границы родовой памяти, упрощалась терминология, изменились роль и место родства в системе межличностных отношений дворян. В СССР дворянское происхождение скрывали, чтобы избежать репрессий, а в эмиграции среди бывшей элиты возросла ценность родственных связей с иностранцами. В целом, утрата сословной генеалогической культуры произошла к началу 1960-х гг.

«По правам всего света»: легитимация дворцового переворота 1741 г. и проблема законности воцарения Елизаветы Петровны

Статья посвящена проблеме сочетания в российской политической культуре XVIII в. стремления правящей элиты к идеалу правления по законам и «беззаконных» дворцовых переворотов на материалах легитимации событий 1741 г., приведших к власти Елизавету Петровну. Ряд историков полагает, что Елизавета Петровна строила легитимацию своего восшествия на факте кровного родства с Петром Великим. Как показывается в статье, Елизавета Петровна при обосновании своего воцарения обращалась, прежде всего, к правовым аргументам, а не к тому факту, что ее отцом был Петр I. Таким образом, она уже строила легитимацию по канонам новой светской правовой культуры. В то же время сам факт, что она смогла изобразить дворцовый переворот как торжество законности, был возможен благодаря недостаточной развитости и слабой устойчивости элементов светской правовой культуры.

Брежнев и еврейский вопрос: эмиграция и страсти вокруг поправки Джексона–Вэника

Еврейская эмиграция сыграла важную роль в истории ССCР в последние два десятилетия его существования. Она стала катализатором и лакмусовой бумажкой его деградации и приближавшегося конца. В то же время она явилась разменной монетой в попытке тогдашних руководителей СCCP наладить политическое, экономическое и научно-технологическое сотрудничество с Западом, укрепив тем самым коммунистический режим. Однако произошло обратное: приподняв ради еврейской эмиграции «железный занавес» и нарушив охранительную герметичность советской империи, ее лидеры невольно только ускорили процесс системной энтропии. Ответственность за такое развитие страны во многом ложится на Л.Брежнева – человека в личном плане по-своему достойного, но тщеславно увлекшегося призрачными «развитым социализмом» и «Программой мира» и потому не сумевшего подготовить советское общество к тем судьбоносным испытаниям, с которыми ему пришлось вскоре столкнуться.

«Напряженная динамика эпохи»: танец – особая форма идеологического и физического воспитания первых послереволюционных лет

В статье речь идет о месте общественного танца в быту и досуге рабочего класса в 1920-е годы. Пролетарская молодежь на своих вечеринках исполняла танцы, основанные на фокстроте, что было модно в то время в Европе. Они стали символом мелкобуржуазного влияния, а потому подвергались критике и даже запретам. Советская власть стремилась в рамках создаваемой пролетарской культуры будущего социализма придумать новый массовый танец, соответствующий идеологическим требованиям текущего момента.

«... Для "Великой России" всего-то понадобилось четыре гвоздя...»: женские образы революции 1917 года в отечественной журнальной сатире

Статья основана на анализе русских сатирических журналов («Новый Сатирикон», «Пугач», «Бич», «Стрекоза» и др.), издававшихся в революционные месяцы 1917 – начала 1918 гг., их общественной позиции и политических оценок революционного кризиса в России. В центре внимания находятся «женские» образы триады «Россия – Революция – Свобода» как метафоры революционных перемен. Исследование свидетельствует: российская политическая сатира эпохи в ее основных жанрах представляет собой ценный исторический источник, поскольку в образной форме демонстрирует способ апроприации обществом опыта революционных перемен, обеспечивая исследователя инструментом проникновения в структуры повседневности революционного кризиса 1917–1918 годов.