locale:
scientific journal
RUSSIA XXI

< Issue No 3 from 2012 yr. >

Models of Global Hegemony and Their Impact on the World Organization

The author deals with the problems of the world organization and potential perspectives of the economically leading countries' development. One of the world organization model, project Modern, has approached the point of no return. This project is exhausted and depleted. It is quitting to be a perspective one precisely where it did emerged. The USA already is unable to develop within this project’s limits and this fact is confirmed by many economic data. China and India develop within confines of the Modern project but precisely for this reason both countries present a threat to the US hegemony. The big game is just commenced. Russia and India have to pay a greater attention to this game, to examine its thin structure, its logic be all means avoiding the temptation to ‘demonize' any participant of the game. The world and the humankind are to find positive exits from the dead end that seems to be ultimate.

Is it Possible to ‘Reset’ the Relations between Russia and the Baltic States?

The present article is devoted to a current state of relations between Russia and the Baltic States. The author considers various aspects of these relations — political, economic, strategic and humanitarian. The goal of the author is to analyze the basic ‘problem knots' of these relations, to make recommendations concerning the need of a ‘reset' of these relations. The main problem of the Russian-Baltic relations, according to the author, lays in different perceptions of the common history, as well as in attempts of the Baltic political elite to shape their Russian policy according to a certain ideological schema. Only having destroyed this ideological approach, it is possible to open a new page in the bilateral relations.
In XX century «memory» became a point of special reflection and investigation. This article examines the concept of memory and its implications in culture of early XX century. It reviews the use of this term in the most important modernist texts and questions the functions of memory both in discourse and practices. The 1st World War gave rise to the modernist doubt in utopian ideals of Enlightenment Project and indicated the break with rationalism. This turn was closely engaged with new cultural understandings of memory. War gave rise to doubt in validity of memory (idea on which there were based main norms and realizations of truth and verification in different situation, in everyday life and theoretical framework, in both bureaucratic and private practices). Many authors came to one paradoxical conclusion: «memory» is oblivion, memory not recalls but deforms past, it substitutes for reality, memory deprives people of time and free will. The concept of «memory» was converged in XX century with the problem of temporality and people identity. This article analyzes how «memory» was entangled with new cultural practices.

Between Politics and Ideology: Metamorphoses of the Russian Emigration’ Historical Memory, 1920–1940

The author deals with peculiarities of the Russian emigrants; forms and means of the cultural memory preservation and creation of the ideal past models. The Russian communities abroad were transformed by a new social experience that had impact also on the culture of memory. The very expulsion brought about creation of a new, often idealized image of Russia, its people and culture and re-thinking of their own historical experience. Every educated person in emigration sought to create a new image of Russia that would satisfy him or her. The Russian exiles looked for ‘points of memory' around that the emigrant identity could jell. At the same time the recollections of the past served as the stage for ideological and political clashes.

ЭEthnicization of Stalinism? «National» and «Kulak» Operations of the NKVD: Comparative Aspect

According to the thesis of ‘Ethnicization' of Stalinism, the regime considered ‘enemy' ethnic groups as its main enemies in the 1930−1940s. The study of ‘German operation' 1937−1938 in Western Siberia allows to put the certainty of this interpretation to doubt. The comparison of ‘ethnic' cleansings and NKVD campaign under the order № 447 (‘kulak operation') gives the key to understanding the peculiarities of the former. The criteria of the social past life was determinative in choosing a person as a victim of ‘ethnic' cleansing.

Echo of the Moscow Fight: Strategic Situation and Plans of the Sides in the Spring of 1942

The article deals with results and consequences of the first solving fight of the Great Patriotic War — to the battle for Moscow, tragic and heroic pages of one of the key moments of our history. The material demonstrates the plans of the German command and emergency measures of the Soviet leadership to increase of fighting capacity of Red army at the beginning of 1942. On the basis of the known and recently opened documents the potential of warring sides, world situation of the USSR, an assessment of its possibilities from allies are considered. The attention is given to a morale of the Soviet armed forces on the eve of new titanic fights with Wehrmacht.

People from Footnotes. «I was an Enfant Terrible of a Kind in the Constitutional-Democratic Party»

The article is devoted to a little-known page of A.V.Tyrkova-Williams' biography (1869−1962). A.V.Tyrkova-Williams was a public and political figure of pre-revolutionary Russia and the Russian emigration and died 50 years ago in Washington. The peculiar position this lady held in the Central Committee of the CD party as well as the analysis of her publications in ‘The Russian Buzz' (Saint-Petersburg, December 1912 — August, 1913) (Tyrkova-Williams was the unofficial editor-in-chief of the newspaper) allows the author to characterize her as a major figure of the centrist current in the Russian liberalism (tentatively speaking, between members of the CD party and members of the ‘Union of 17 October' party) that jelled in events of the Russian Troublous Time of the early 20th century).

300 Years of Nomenclature Rollcall

In January of 1722 Czar Peter I affixed his signature on so called «Table of ranks». This original state act established three parallel ladders of ranks for civil, military, and court services in Russia. Components of the built vertical of ranks were united around the principle of permanent ascendancy of pretenders to certain peaks of bureaucratic career in accordance with length of personal service. Abrogation of this one of the most fundamental acts of autocracy was a natural sequence of revolutionary events of 1917. However the hidden impact of the ancient Czar’s decree, a reminder of the governing role of transformation its logic introduced in the society and armed forces was in different degrees felt for a long time. Most likely, in new Russia specialists of various profiles will express the attention to the ancient text in order to draw relevant conclusions required for understanding of the past problems and issues of current practice of state government.

язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 3 от 2012 г. >

Модели глобальной гегемонии и их влияние на мироустройство

Статья посвящена проблемам мирового мироустройства и возможным перспективам развития ведущих в экономическом отношении стран. Одна из моделей мирового развития – проект Модерн – подошел к точке невозврата. Он исчерпан, то есть перестает быть перспективным именно там, где возник. США уже не могут развиваться в рамках Модерна, о чем свидетельствуют многие экономические данные. Китай и Индия развиваются в рамках Модерна. Но именно по этой причине представляют опасность для гегемонии США. Большая игра только начата. России и Индии надо внимательнее рассматривать и ее тонкую структуру, и ее логику, никоим образом не поддаваясь при этом соблазну демонизации кого бы то ни было. У мира, у человечества должны найтись позитивные выходы из сложившегося тупика.

Российско-прибалтийские отношения: возможна ли перезагрузка?

Настоящая статья посвящена современному состоянию отношений России со странами Балтии. Автор рассматривает различные аспекты этих отношений – политические, экономические, военно-стратегические и гуманитарные. Цель автора – проанализировать основные «проблемные узлы» российско-прибалтийских отношений и дать рекомендации относительно необходимости «перезагрузки» данных отношений. Главная проблема российско-прибалтийских отношений, по мнению автора, состоит в различном восприятии общей истории и стремлении прибалтийских элит придать определенный идеологический фон своей политике в отношении России. Лишь только разрушив эту идеологическую заданность, возможно открыть новую страницу в двусторонних отношениях.

Тема «памяти» в культуре модернизма

Статья посвящена истории отстранения «памяти» в начале ХХ века и превращения ее в особый объект рефлексии и исследования. В культуре модернизма память приобретает значимость как новый образ времени и одновременно переосмысливается как процесс, трансформирующий идентичность человека. Разрыв с уходящей в прошлое культурой рационализма, разочарование в утопических идеалах проекта Просвещения после Первой мировой войны были связаны в том числе с изменением представлений о памяти. Сомнение в достоверности памяти проблематизировали многие уверенности рационализма, более двух веков определявшие нормы и представления об истине и достоверности в разных сферах жизни, от бюрократической практики до частной жизни. В статье исследуются те изменения в дискурсе и практиках, которые оказались связаны с изменением одного из базовых понятий культуры. В фокусе внимания значимые для культуры тексты, содержавшие рефлексию о понятии «память» и общие для эпохи идеи. Многие авторы приходят к парадоксальному выводу: память означает забвение, память деформирует прошлое, а не воспроизводит его, подменяет реальность, отнимая у людей время и волю.

Между политикой и идеологией: метаморфозы исторической памяти русской эмиграции 1920–1940 годов

Статья посвящена особенностям исторического сознания русских эмигрантов, формам и средствам сохранения культурной памяти и созданию моделей идеального прошлого. Русская диаспора была преобразована новым социальным опытом, который отразился и на культуре памяти. Само изгнание привело к созданию нового, часто идеализированного образа России, ее народа и культуры и переосмыслению их исторического опыта. Каждый образованный человек в эмиграции стремился создать новый, удовлетворяющий его, образ России. Русские изгнанники искали «места памяти», вокруг которых выкристаллизовывалась бы эмигрантская идентичность. В то же время память о прошлом служила ареной для идеологических и политических баталий.

Этнизация сталинизма? «Национальные» и «кулацкая» операции НКВД: сравнительный аспект

Согласно тезису об «этнизации» сталинизма, режим считал своими главными врагами в 1930–1940-е годы «враждебные» этнические группы. Изучение «немецкой» операции 1937–1938 гг. в Западной Сибири позволяет усомниться в однозначности подобной трактовки. Во многом ключ к пониманию специфики «национальных» операций дает их сравнение с операцией по приказу НКВД № 00447 («кулацкая» операция). Определяющим в выборе жертв «национальных» операций был критерий социального прошлого.

Эхо Московской битвы: стратегическое положение и планы сторон весной 1942 г.

Статья посвящена итогам и последствиям первой решающей битвы Великой Отечественной войны – битве за Москву, трагическим и героическим страницам одного из ключевых моментов нашей истории. В работе рассматриваются планы германского командования и экстренные меры советского руководства по повышению боеспособности Красной армии в начале 1942 г. На основе известных и недавно открытых документов освящаются потенциал противоборствующих сторон, международное положение СССР, оценки его возможностей со стороны союзников. Внимание уделяется моральному состоянию советских вооруженных сил в преддверии новых гигантских схваток с вермахтом.

Люди из примечаний. «В кадетской партии я была свого рода enfant terrible»

Статья посвящена малоизвестной странице биографии А.В.Тырковой-Вильямс (1869-1962), общественной и политической деятельницы дореволюционной России и русского зарубежья, скончавшейся полвека тому назад в Вашингтоне (США). Особая позиция, занятая ею в кадетском ЦК, а также анализ публикаций Тырковой-Вильямс в газете «Русская молва» (СПб., декабрь 1912 – август 1913), неофициальным редактором которой она являлась, позволяют, на наш взгляд, характеризовать ее как одну из крупных фигур центристского течения в русском либерализме (условно говоря, между кадетами и октябристами), «выкристаллизовывавшегося» в событиях русской Смуты начала ХХ века.

300 лет номенклатурной переклички

В январе 1722 г. царь Петр I скрепил своей подписью так называемую «Табель о рангах». Этот оригинальный государственный акт утверждал три параллельных лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб России. Элементы выстроенной чиновной вертикали объединялись вокруг принципа непременного продвижения претендентов на те или иные вершины бюрократической карьеры согласно масштабам персональной выслуги лет. Отмена этого одного из основополагающих самодержавных документов стала естественным следствием событий революционного 1917 г. Однако скрытое влияние давнего царского указа, воспоминание о регулирующей роли введенных некогда по его логике преобразований в обществе и вооруженных силах в той или иной мере ощущалось на протяжении длительного периода. По всей вероятности в новой России к старинному тексту специалисты разных профилей вновь проявят внимание, чтобы продолжить извлечение актуальных выводов для осмысления проблем прошлого и вопросов текущей практики управления страной.