locale:
scientific journal
RUSSIA XXI

< Issue No 2 from 2011 yr. >

Topical Transformations: on Events in North Africa and Middle East

Events occurring in North Africa make it rightful to speak about serious mutations that are indications of the process which was described by the author long ago. The question is a gradual and painful conclusion of the Modern epoch and project and their replacing with conception of the managed chaos. Leaders of superpowers consider this concept as a possible model of control over the world and regions that are interesting in economic and political respects. Religious fundamentalism and its concomitant bringing the humankind to archaic conditions are two most important tools of this global systemic agenda. Finally, the author offers his analysis of balance of forces, of big political game plans, of situation evolving around Egypt and Libya and demonstrates propriety of his explanation.

At What Square did Decembrists March out?

Analysis of historical sources demonstrates that in the Decembrists' time the square where they staged their uprising was called in three different ways: it was referred to as the Senate square, St. Isaac’s square and Petrovskaya square. Name ‘the Senate square' has never been the official name. However the historical facts are irrelevant for those who live with and by a myth of historical memory. The struggle for historical memory is a way of the struggle for power. The recent renaming of Decembrists' square in Saint-Petersburg is a vivid episode of this struggle. «Restoration» of historical name is a terminological special operation aimed at discrediting of the Decembrists' metaphor of uprising which the intransigent opposition tries on itself. The Confucian «correction of names» has brought about only emphasizing of the rebellious symbolism ingrained in the memorial place around the Copper Horseman. For a long time the Senate square is not just an urban place-name. It is one of the most important cross-points of national historical time and space. The time is stopped there. The Senate square mentioning within any context revitalizes the glorious day of 14 December 1825, in the Russian people’s memory.

«Variegated Beast Lynx»: Antichrist in the Medieval Iconography

Antichrist is the key figure of the apocalyptical prophecies, the last and the main enemy of the Church. In the East and the West of Christian world the sinister «son of devil» drew attention of many authors and painters. Since the first centuries A.D. there have appeared different ideas about the nature and appearance of the Enemy. The iconography of Antichrist has embodied an array of variable interpretations. He was depicted as a seven-headed monster, dappled Beast, seductive young man, imperious ruler. His visual images include gestures of sorrow, triumph, fury, desperation or fear. In Russian icons, frescos and miniatures multiple figures of Antichrist spread rather late, starting from the second half of the XVIth century. The article is focused on the semiotics of these diverse images. In the first part, which is published in this issue, the author reviews Muscovite Rus' eschatological tradition and early Christian texts that have influenced Russian iconography of the Enemy.

Getting Closer in Troubled Waters: Russia and Ossetia in the mid-18th Century (the end)

The last part of the article deals with the crucial point of the history of the Ossetian embassy in St. Petersburg (1751−1752). The negotiations centered around the perspectives of establishing closer relationships between Russia and Ossetia to eventually usher in the era of incorporation of the pivotal North Caucasus region into Russian imperial mould.

New European Paradigm of «Statehood»

The article is devoted to the new European paradigm of «statehood» in that its peculiar form in which it was assimilated by prominent Russian historians. In this respect the author examines works of S.M.Soloviev, K.D.Kavelin and B.N.Chicherin. Thus the concept of «statehood» is being developed and defined within proper theoretical context and has to facilitate understanding of the Russian history all over its continuity. However the author emphasizes that theoretical assumptions of historians should be analyzed very attentively and require a profound understanding. For experience of new European interpretation of the «state» and «statehood» concepts are very different from what one can find in the Russian sources of the pre-Peter I times.

How Stalinism was Heat-hardened

The author deals with emergence of Stalinism as a phenomenon and elaboration of its principal, universal concepts. The new socio-political and legal doctrine was discussed and put into turnover by members of the Marxists-supporters of the statehood Society. Until recently virtually nothing has been known about activities of this entity. Due to use of unique archive materials (retrieved from the Academy of sciences archive and its Saint-Petersburg branch) the author succeeded in tracing genesis of principal ideological constructs of Stalinism. The author focuses on minutes and verbatim of presentations delivered by the Society’s members at the First All-Union congress of Marxists supporters of the statehood and at the First All-Union plenum of the Societies of Marxists-supporters of statehood societies.

The «Personality Cult» Issue in March of 1953

Words about inadmissibility of «personality cult» for the first time were pronounced on the second day after burial of I.V.Stalin. These words were pronounced by G.M.Malenkov. Yet these words were not directly referred to Stalin. If one proceeds from the primary intention of the CC of CPSU secretary P.N.Pospelov's memorandum where the CC of CPSU Presidium meeting held on March 10, 1953, was mentioned then it is obvious that this meeting was in no way connected with Stalin’s name. The key idea of the speech G.M.Malenkov delivered to journalists was simple. To none of three top leaders of the Soviet Union, members of the CC of CPSU Presidium G.M.Malenkov, L.P.Beria, and V.M.Molotov, should not be given any preponderance. The leadership should be collective. However even after the July Plenum of the CC of CPSU Presidium (at this forum G.M.Malenkov for the first time made the direct statement that there had been «the cult of Stalin’s personality») no public exposure of Stalin’s activities followed. Such campaign was impossible due to the only reason: criticism of Stalin expressed at the CC Plenum was allowed only to the top Party officials and only at the closed Party events. For all the rest and for the Soviet society as a whole the topical campaign of «the harmful cult of personality» exposure was reserved. This campaign of veneration of the great personality despite the fact that the true creator of history is the people ran on until N.S.Khruschev's secret report to the 20th Congress of the CPSU.

Published but not Assimilated

Materials of six commissions (on general political issues, foreign policy, elaboration of legislative drafts, agrarian issues, national economy and labor regulation issues, and national issues) of the Social Democrat fraction of the Constituent Assembly are stored in the Russian State archive of social-political history. Though these documents were for the first time published more than 10 years ago, they still are not duly involved in the scientific turnover. Meanwhile these documents illustrate how the principal points of the Russian Social Democratic Workers (unified) Party’s Declaration were elaborated and discussed. I.G.Tsereteli's speech and the Declaration he read off were the brightest event of that extraordinary short but shattering day which predetermined the future of Russia. Having dispersed the Constituent Assembly the Bolsheviks transgressed the point of no return. The first step towards establishment of the single party system was made.

Imitation as a Tool of Phasing-out. Or Phasing-out by Virtue of Imitation. Both ways Produce the Sane Net Result

The author deals with what he considers one of the main causes of the present day decline of Russia — substitution of imitation of activity for activity. Nowadays this practice is common but goes practically unnoticed because it is used by all strata of the Russian society and is pretty convenient for everybody. However the further advancement of this practice is utterly detrimental not only for the Russian state but for Russian society itself and eventually may ruin it.

язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 2 от 2011 г. >

Актуальные трансформации. К событиям на севере Африки.

На примере событий на севере Африки вполне правомерно говорить о серьезных изменениях, которые являются показателями давно описанного автором статьи процесса. Речь идет о постепенном и мучительном завершении эпохи и проекта Модерн, о приходе ему на смену концепции управляемого хаоса, которая рассматривается лидерами сверхдержав как возможная модель контроля за миром и регионами, интересными в экономическом и политическом отношениях. Религиозный фундаментализм и сопутствующая ему архаизация человечества – два важнейших инструмента в этой глобальной системной программе действий. Анализу соотношения сил, планов большой стратегический игры, ситуации вокруг Египта и Ливии и посвящена предлагаемая вниманию читателей статья.

На какую площадь выходили декабристы?

Анализ исторических источников показывает: во времена декабристов площадь их восстания именовали тремя способами – Сенатской, Исаакиевской, Петровской; наименование «Сенатская площадь» никогда не было официальным. Но исторические факты не имеют значения для тех, кто живет мифом исторической памяти. Борьба за историческую память нации является одним из способов борьбы за власть. Недавнее переименование площади Декабристов в Санкт-Петербурге – яркий эпизод этой борьбы. «Возвращение» исторического наименования представляет терминологическую спецоперацию. Она направлена на дискредитацию декабристской метафоры мятежа, которую непримиримая оппозиция примеряет к себе. Конфуцианское "исправление имен" привело лишь к подчеркиванию бунтарской символики места памяти вокруг Медного всадника. Сенатская площадь – давно уже не топоним, но хронотоп русской культуры. Время здесь остановилось. Упоминание Сенатской площади в любом контексте воскрешает в памяти русских людей славный день14 декабря 1825 года.

«Пестрый зверь рысь»: Антихрист в средневековой иконографии

Антихрист – ключевая фигура апокалиптических пророчеств, последний и главный враг Церкви, который явится перед Концом света. В средневековой христианской книжности встречаются самые разные идеи о том, каковы будут его облик и природа. В то же время иконография Антихриста удивительно подвижна. В разных композициях Враг предстает в виде семиглавого монстра, пятнистого зверя, обаятельного юноши, властного императора. В циклах изображений его фигура включает образы грусти, торжества, ярости, триумфа, страха. На Руси образы Антихриста широко распространились лишь на закате Средневековья, со второй половины XVI в. В статье рассматривается семиотика этих многочисленных и вариативных изображений. Кроме того, проводится обзор раннехристианских текстов и европейской визуальной традиции, которые повлияли на формирование русской иконографии Врага.

Сближение по сложной траектории: Россия и Осетия в середине XVIII века (окончание)

Вторая, заключительная часть статьи повествует об истории пребывания осетинских послов в Петербурге (1751-1752 гг.). В ходе его русское правительство вначале сосредоточилось на расследовании сомнительных сторон деятельности руководителя православной миссии в Осетии – архимандрита Пахомия. Эта тема оказалась серьезным препятствием к началу русско-осетинских переговоров по политическим проблемам. Лишь после его устранения Коллегия иностранных дел России приступила к непосредственной работе с представителями горского народа. Решительно поставленные ими вопросы побудили Петербургский кабинет внести в свою политику на Северном Кавказе концептуальные и практические коррективы, давшие дополнительный импульс процессу интеграции региона в имперскую структуру.

Новоевропейская парадигма «Государственность»: теоретические предпосылки и когнитивные несоответствия

Статья посвящена новоевропейской парадигме "государственность" в том виде, в каком она была усвоена видными российскими историками. В связи с этим автором рассматриваются труды С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина и Б.Н.Чичерина. Понятие "государственность", таким образом, формируется в определенном историческом и теоретическом контексте и призвано помочь осмыслить русскую историю на всем протяжении ее развития. Однако, по мнению исследователя, любые теоретические предпосылки историков требуют вдумчивого анализа и понимания. Ведь опыт новоевропейского толкования "государства" и "государственности" существенно расходится с тем, что можно обнаружить в русских источниках допетровского времени.
Статья посвящена возникновению феномена сталинизма и выработке его основных идеологем. Новую общественно-политическую и правовую доктрину обсуждали и вводили в оборот члены Общества марксистов-государственников. О деятельности этой организации до недавнего времени было практически ничего неизвестно. Благодаря привлечению уникальных архивных материалов (архив Академии наук и его филиала в Санкт-Петербурге) автору статьи удается проследить генезис основных идеологических конструкций сталинизма. В центре внимания автора оказываются протоколы и стенограммы докладов, сделанных членами Общества на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и на I Всесоюзном пленуме ассоциации обществ марксистов-государственников.

"Культ личности" в марте 1953 года

Через день после похорон И.В. Сталина впервые прозвучали слова о недопустимости «культа личности». Их произнес Г.М. Маленков. Однако эти слова не имели прямого отношения к Сталину. Первое упоминание «культа личности», если исходить из основной интенции записок П.Н. Поспелова, секретаря ЦК КПСС, сообщившего о совещании в Президиуме ЦК КПСС 10 марта 1953 г., никак не связано с именем Сталина. Ключевая идея в выступлении Маленкова перед журналистами заключалась в том, чтобы никто из трех главных руководителей страны, членов Президиума ЦК КПСС, Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и В.М. Молотова, не получил предпочтения, чтобы руководство стало коллективным. Но и после июльского Пленума Президиума ЦК КПСС (1953 г.), на котором впервые Г.М.Маленков сказал прямо, что был «культ личности Сталина», никакого публичного разоблачения деятельности Сталина не было и быть не могло. По одной лишь причине: высказанную на Пленуме ЦК партии критику Сталина разрешалось повторять только высшим должностным лицам в партии на закрытых мероприятиях. Для всех прочих, и советского общества в целом, вплоть до секретного доклада Н.С. Хрущева на XX съезде партии, оставалась актуальной кампания разоблачения «вредного культа личности» вообще, т.е. почитания великой личности вопреки тому, что народ – истинный творец истории.
Среди документов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) хранятся материалы шести (общеполитической, по внешней политике, по выработке законодательных проектов, аграрной, вопросам регулирования народного хозяйства и труда, национальной) комиссий социал-демократической фракции Учредительного собрания. Хотя они и были опубликованы впервые более 10 лет назад, но до сих пор по-настоящему не вовлечены в научный оборот. Между тем они дают представление о том, как шли разработка и обсуждение основных положений Декларации РСДРП(о) социал-демократической фракции Учредительного собрания. Выступление И.Г. Церетели и зачитанная им Декларация стали самым ярким событием этого феноменально короткого, но судьбоносного для России дня. Разогнав Учредительное собрание, большевики прошли точку возврата. Был сделан первый шаг на пути к однопартийной диктатуре.

Имитация как средство ликвидации или ликвидация посредством имитации (что в лоб, что по лбу)

Автор рассматривает то, что считает одной из главных причин нынешнего упадка России, а именно подмены деятельности имитацией деятельности. В настоящее время эта практика распространена, но ее практически не замечают, поскольку ее разделяют все слои российского общества, и она вполне удобна всем. Но дальнейшее распространение этой практики крайне пагубно не только для российского государства, но для самого российского общества и, в конечном случае, может уничтожить его.