locale:
scientific journal
RUSSIA XXI

< Issue No 6 from 2010 yr. >

Rules of the Game. On Cynicism and Morality in Politics

The old problem of responsibility in politics is discussed in the interview. May politics be cynical? Does the morality have a place in politics? It is impossible to give answers to these questions out of bounds of conceptual and situational context which is preset by geostrategic planning. Finally politics pursued by actors involved in political process does not depend on personal desires of these actors. History and politics exist in dialectical relation of what ought to be and of what the given moment requires. That said it is necessary to keep in mind category «meaning» along with categories «morality» and «cynicism» etc. A responsible politics (as well as history) has to have meaning.

The NATO-Enlargement in 1999–2009 and the Unification Strategy of the Alliance

The article is devoted to the crucial problem of modern international relations like NATO-enlargement to the East in the last 10 years. Firstly, the short pre-history of the NATO-transformation that brought to the non-stop enlargement is given, then the enlargement process is characterized both in military and political aspects. It is being explored from inside not only as geographical, but also as institutional enlargement and enlargement of missions. The article is focused on the changing role of NATO, which is reflected in the military actions of the alliance outside its juristic borders without taking the UN Security Council’s resolutions into consideration.

The First Scientist in Russia: Life, Creative Work and Conceptual Singularity. In Commemoration of Kirik Novgorodets’ 900th Anniversary

The article introduces the life and creative work of Kirik Novgorodets (1110 — no earlier than 1156/58), the outstanding Russian scientist and thinker of the 12th century. The author demonstrates that Kirik’s creative work represented a glaring and multifaceted phenomenon. The author analyzes facets of Kirik’s talents in mathematics, calendar, theology, philosophy and investigates the scientific and philosophical content of «Study of numbers» and theological and ethical aspects of «Raising the questions». Kirik as the author of these works is considered in the article not just as an outstanding scientist but as a major religious philosopher, a representative of the theological rationalism tradition in Ancient Rus thought as well. The author of article comes to the conclusion that the scientist and thinker from the Great Novgorod belonged to a group of Russians who attained the European level of education. Kirik by far surpassed his times.

The Personal, Professional and Party «I»: a Study of Subjectivity and Work on the Self in Communism and Liberalism

For the last thirty years, enterprises in Capitalist countries have been fostering among their staff a sense of engagement and participation in the life of the company. Self improvement techniques are being actively promoted: once intended only for managers, nowadays they are compulsory for all workers. The article shows how the Soviet Union pioneered this move. From the outset, the Bolsheviks set great store by work on the self, which was obligatory for those running both enterprises, and the country itself. Political and industrial achievement depends not only on the amount of physical and mental effort put in, but also on the energy spent on self improvement, which is necessary in any institution. The bureaucracies of the twentieth century were not that impersonal after all, human subjectivity playing a direct part in their creation and functioning. The paper examines subjectivity in a historical context: the different uses of the word «I», the choice of one particular «I» due to one’s activity, the reflexive «I», and the Communist ‘party «I», which tries to subjugate all other «I»s, whether or not Communism is in power.

Russian Atlantis. The Consideration of Encyclopedia «The Social Thought of the Russians Emigration»

The round-table is dedicated to analysis of «The social thought of the Russians emigration» encyclopedia published 2009. This work is the first attempt to track development of the social thought in chronological limits of all waves of emigration from the mid-19th to the end of the 20th century.

«The Critical Thought is a Revolutionary Factor in History»

The published text is the first public appearance of the prominent Russia Social Democrat, one of the Mensheviks' leaders Yuli Osipovich Martov. This text is the foreword written by Martov for the Russian translation of the «Collectivism» speech delivered by J. Guesde, the French Socialist. The illegal publication of this speech undertaken by Martov’s circle inaugurated transition of the circle members from ideologically undefined Radicalism to Marxism. Then when Martov was 20 years old he enunciated political principles he considered to be of highest priority. Martov remained to be loyal to these principles to the grave: the total rejection of the «conspiracy tactics» in struggle for power and the unconditional, independent value of struggle for democracy.

язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 6 от 2010 г. >

Правила игры. О морали и цинизме в политике

В интервью рассматривается старая проблема ответственности в политике. Может ли политика быть циничной? Имеет ли место мораль в политике? На эти вопросы нельзя ответить вне смыслового и ситуативного контекста, которые задает геостратегическое планирование. В конечном счете политика акторов, вовлеченных в политический процесс, не зависит от их личного желания. История и политика существуют в диалектической связи того, что должно быть, и того, что требуется в данный момент. Вместе с тем наряду с категориями «мораль» «цинизм» и пр. требуется иметь в виду категорию «смысл». У ответственной политики, как и у истории, должен быть смысл.

Расширение НАТО в 1998–2009 гг. и курс на универсализацию блока

Статья посвящена рассмотрению такой важной международной проблемы, как расширение военно-политического блока НАТО в восточном направлении в течение последних 10 лет. Приводится краткая предыстория началу трансформации внутри НАТО, обусловившей в итоге безостановочное расширение, затем дается оценка процессу расширения блока как с военной, так и с политической точек зрения. При этом принимается во внимание воздействие указанного процесса на национальные интересы России, в частности, на ее военную безопасность. Сам же процесс расширения рассматривается «изнутри», т.е. изучается не только как расширение состава и географических рамок юрисдикции альянса, но и как расширение его институциональных функций и совокупной ответственности. В качестве самого наглядного примера изменения роли НАТО на современном этапе развития международных отношений в статье приводится выход НАТО за пределы сферы территориальной ответственности блока и проведение им силовых акций в обход Совета Безопасности ООН и даже вопреки его решениям.

Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений. К 900-летию Кирика Новгородца

Статья знакомит с жизнью и творчеством выдающегося русского ученого и мыслителя XI столетия Кирика Новгородца (1110-не ранее 1156/58). В ней показано, что творчество Кирика представляло собой явление яркое и многогранное. Анализируются грани дарования Кирика в области математики, календаря, богословия, философии. Детально исследуется научное и философское содержание «Учения о числах», а также богословские и этические аспекты «Вопрошания». Автор этих произведений рассматривается в статье не только как выдающийся ученый, но также и как крупный религиозный философ, представлявший в древнерусской мысли традицию теологического рационализма. Делается вывод, что ученый, мыслитель из Великого Новгорода принадлежал к числу русских людей европейского уровня образованности и намного обогнал свое время.

Личностное, должностное и партийное «Я». Исследование субъективности и работы над собой в коммунизме и либерализме

В течение последних тридцати лет, предприятия в капиталистических странах создают у своих сотрудников ощущение включенности и участия в жизни компании. Активно продвигаются методики самосовершенствования: предназначенные ранее только для менеджеров, в настоящее время они обязательны для всех рабочих. Отмечается, что пионером в этом процессе был Советский Союз. Большевизму принадлежит создание выдающихся практик работы над собой, ставших обязательными как для предприятий, так и для страны в целом. Политические и индустриальные достижения зависят не только от затраченных физических и умственных усилий, но также и от энергии, потраченной на самосовершенствование. Бюрократия двадцатого столетия не была чем-то обезличенным: человек, личность играли непосредственную роль в создании и функционировании производства. Статья исследует субъективность в историческом контексте: различные проявления 'Я', выбор специфического 'Я' для разных видов деятельности, рефлексивное 'Я' и партийное 'Я', которое пытается доминировать над остальными 'Я' вне зависимости от того или иного устройства общества.

Русская Атлантида. Обсуждение энциклопедии «Общественная мысль Русского Зарубежья»

«Круглый стол» посвящен анализу вышедшей в 2009 году энциклопедии «Общественная мысль Русского зарубежья», в которой предпринята попытка впервые проследить развитие общественной мысли в хронологических рамках всех волн эмиграции с середины XIX в. до конца ХХ века.

«Критическая мысль является в истории революционным фактором»

Публикуемый текст является первым выступлением в печати видного российского социал-демократа, одного из лидеров меньшевиков Юлия Осиповича Мартова. Данный текст – его предисловие к переводу на русский язык речи французского социалиста Ж.Геда «Коллективизм». Ее нелегальное издание студенческим кружком Мартова знаменовало собой переход членов кружка от идейно неопределенного радикализма на позиции марксизма. Уже тогда, в 20-летнем возрасте, Мартов сформулировал приоритетные для него политические принципы, которым оставался верен всю жизнь – абсолютное неприятие «заговорщической тактики» в борьбе за власть и безусловную самоценность борьбы за демократию.