язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 1 от 2010 г. >

Судьба развития в современной России (окончание)

Судьба развития в России и в мире – это политический вопрос. Сам по себе он требует нестандартных решений, отказа от традиционных интеллектуальных штампов и устаревших методов. Оценивая роль оперативного и конспирологического подходов к политической аналитике, автор сосредоточивается на логоаналитике. Политолог должен опираться на любые зарегистрированные открытые высказывания. Микрофактом является публичное слово. Объектом и опорой предметности отныне должны быть прямые высказывания о развитии. Совокупность логосов является первичным материалом. Логоаналитика XXI века стремится противостоять дегуманизирующей реальности. Исследование должно базироваться на небуквальном понимании политических логосов и контекста, к которому приурочено слово. Оно всегда является иносказанием, таит в себе потенциал рационального прочтения.

Католицизм в наступлении: идеология и политика Ватикана в условиях перехода к глобализированному мировому порядку

На рубеже 1950–60-х годов католицизм, подстраиваясь под требования эпохи в целях сохранения своего влияния, допускает обновленческий поворот, совершенный на II Ватиканском соборе, положивший начало экуменической открытости церкви, что имело серьезные последствия, выразившиеся в распространении религиозного плюрализма и терпимости, в активном процессе обмирщения, ускорившем дехристианизацию западного общества. «Новая евангелизация» Иоанна Павла II, сопровождаемая расширением внешней открытости католицизма и осуществляемая параллельно с восстановлением международного политического веса Ватикана, не только не остановили эрозию религиозного сознания европейцев, но привели к размыванию традиционных ценностей европейцев, приобретшему угрожающий характер. Все попытки вернуть христианские представления о нравственности и противостоять деградации западного человека не имеют успеха. При Бенедикте ХVI Католическая церковь, стремясь вернуть себе духовное лидерство и остаться на передовых рубежах мирового развития, стала открыто брать на себя идейное руководство процессом интеграции мира в новый глобальный порядок, формируя его моральный кодекс и придавая религиозный смысл той системе контроля над человечеством, которую создают наднациональные правящие элиты.

Российская военная эмиграция и фашизм: политика и геополитика

Эмиграция русских военных первой волны в европейских государствах Версальской системы появилась в условиях формирования национализма, фашизма и нацизма. Относительно этих явлений различные представители российской эмиграции определили свое положение различным способом. Статья дает анализ самого взвешенного положения представителей российской эмиграции.

Серебряный век как «притча во языцех»

В полемике с Ю.Шеррер И.В.Кондаков отмечает, что исследовательница предвзято интерпретировала культурное развитие современной России. Рисуемая Шеррер картина научной и общественной жизни в России далека от действительности. Российская культурология отнюдь не «единопоточна», а российское научное сообщество мировоззренчески и концептуально расколото.

Миф на вузовской кафедре: истматовская судьба «Серебряного века»

Автор продолжает критическую линию рассуждений Ю.Шеррер о современных учебниках культурологии. По его мнению, их основной порок – полный разрыв с историческими реалиями, подмена их всевозможными надуманными абстракциями, что, в конечном счете, приводит к нарушению естественного соотношения между реальным, воображаемым и символичным в глазах юного поколения. На конкретных примерах показано, насколько слабо современные культурологи (многие из них в прошлом специалисты по «историческому материализму» и «научному коммунизму») знакомы с историческими реалиями, до какой степени неоправданными являются их претензии на всевозможные обобщения. В общем, по мнению автора, современные учебники культурологии способны сыграть не менее пагубную роль, нежели былые курсы научного коммунизма.

О культурологии, «Серебряном веке» и статье Ютты Шеррер

Рассматривается статья Ютты Шеррер и отклики на нее В.Булдакова и И.Кондакова. Оспаривается мнение Ютты Шеррер о современной культурологии как о «служанке» и идеологическом инструменте современной российской власти. Также критически оценивается идея о мифологизации «Серебряного века» (и, прежде всего, философии Н.А.Бердяева) в культурологии как о проявлении фундаменталистской национальной самоидентификации. Автор указывает на сложный и отнюдь не фундаменталистский генезис отечественной культурологии (воздействие идей Тартуско-Московской школы и т.д.) и наличие в ней далеких от тоталитаризма и фундаментализма тенденций.

Семейная история К.Ф.Рылеева в историко-литературном контексте конца XVIII – начала XIX века

В статье речь идет о семейной истории К.Ф.Рылеева – знаменитого поэта-декабриста. Изучаются личности окружавших его с детства людей, характеризуется среда, в которой он родился и сформировался, и в которой отчасти протекала его взрослая жизнь. Анализируется связь семейной истории Рылеева с его эпистолярием, творчеством, финансовой и журналистской деятельностью.

Историческая феноменология: «Не объяснять, а понимать»

В интервью профессора Юрганова в центре внимания находятся перспективы и проблемы исторической науки, которая, по мнению ученого, имеет все шансы стать фундаментальной дисциплиной. Такая история не причастна ни к каким колебаниям политических настроений. Она является инструментом их анализа, а не обоснованием конкретных ценностей. История в этом качестве беспредпосылочна. Однако она является ключом к пониманию любого ценностного и культурного континуума. Прикладная же наука, которую используют в идеологических целях, существует и будет существовать всегда. Нужно только верно устанавливать границы, понимая, для каких целей реализуется исследования, для чего оно предназначено.