язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 1 от 2009 г. >

Теория развития (тупики бытийные и метафизические)

Статья посвящена одному из самых острых и спорных вопросов современной политической философии: является ли идея развития основанием для консенсуса различных политических сил или она неприемлема для противоборствующих идеологических систем. Могут ли люди, придерживающиеся различных мировоззренческих позиций и ценностных установок объединиться вокруг идеи развития? Как показывает практика, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для представителей консервативных кругов развитие ассоциируется с эволюционизмом и предопределенностью прогресса, с построением земного царства, с опасной социальной утопией. Но разве христианству чужда идея развития? И разве может современный интеллектуал и просто христианин благословить логику регресса, примириться с архаизацией, тупиком социального ада и беспощадной машиной расчеловечивания? В центре внимания автора оказывается спор вокруг возможности примирить теорию систем и концепцию развития.

«Серебряный век» в двойной перспективе памяти. На примере учебников культурологии и цивилизации

Статья посвящена проблемам современной культурологии, которая, по мнению автора, способствует созданию нового посткоммунистического человека и «человека культуры». В тесной связи с культурологией развивается цивилизационный подход к истории. В центре внимания автора оказывается проблематика «Серебряного века», открытая цивилизационным направлением российской гуманитарной науки. Для авторов культурологических учебников «Серебряный век» связан преимущественно с русской религиозной мыслью. Культура как религия – старая мысль символистов, вновь открытая культурологией. Данное течение гуманитарно-философской рефлексии и теории рассматривает рубеж XIX – XX вв. как эпоху духовного подъема, но происходит это ценой отказа от рассмотрения конкретных исторических фактов, в отрыве от реального экономического, политического, идеологического контекста. «Серебряный век» становится в современной России утопией, которая предлагается в качестве действенной модели, способной быть образцом для подражания. Статья является дискуссионным размышлением об апроприации прошлого, осуществляемой в идеологических целях.

Банальность зла, или зло глупости

В центре статьи – исследование книги известного немецкого политического философа Ханны Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме». Автор книги доказывает, что Эйхман стал одним из наиболее страшных преступников в истории человечества именно «благодаря своей бездумности», глупости, которая «способна принести в мир больше зла, чем все злые инстинкты, дремлющие в любом человеке». Процесс познания мира Арендт носит не только социально-политический, но сугубо этический, нравственный характер. Свободная от банальностей книга о банальности зла насыщена оригинальными мыслями и подходами к, казалось бы, ясным и давно разрешенным в исторической литературе вопросам.
14 октября 1943 года узники лагеря уничтожения евреев Собибор подняли восстание. Они перебили эсэсовскую охрану и в большинстве своём вырвались на волю. Это единственный случай за всю II Мировую войну, когда восстание в лагере смерти завершилось успехом.

Декабристы и народ: к постановке проблемы

Данная работа представляет собой публикацию документов, посвященных крестьянским волнениям в украинской деревне Германовке в середине 1820-х гг. Из документов выясняется, что летом 1825 г. крестьяне были усмирены воинской командой Черниговского пехотного полка, несколько месяцев спустя принявшего участие в восстании декабристов. Публикации предпослана статья, анализирующая отношение декабристов к народу вообще и к народным волнениям в частности.

«Женский вопрос» в прозе и публицистике Александры Коллонтай

В статье рассматриваются публицистические работы и проза деятельницы российского и международного движения; дипломата; публициста, прозаика А.М.Коллонтай (ур.Домонтович) Впервые в печати она выступила как публицист в журнале «Образование» (1898 г.). В ряде своих публикаций Коллонтай противопоставляла коллективизм пролетарской морали философии индивидуализма, одним из выразителей которой она считала Ф.Ницше. Особое место в работах занимают проблемы женского равноправия, положение женщины в семье и на производстве, защита материнства. Изменение жизни женщин Коллонтай связывала с необходимостью коренного изменения общественного строя. Теме социального раскрепощения женщины и утверждению её права на свободный выбор в любви она посвятила и художественные произведения, собранные в сборник «Любовь пчёл трудовых. Из серии рассказов “Революция чувств и революция нравов”». В настоящее время наследие Коллонтай привлекает всё большее внимание исследователей: историков, литературоведов, социологов, в том числе, занимающихся и гендерной проблематикой.

Новая книга в контексте старых споров между «физиками» и «лириками»

Гуманитарий должен быть осторожен со словами, как физик с радиоактивными материалами. А получается наоборот. Именно историки, социологи и искусствоведы топят нас в словах с ускользающим смыслом, с десятью разными смыслами (которые никак не оговорены) или без смысла вообще. Наука это не куча фактов, а система знаний. И если мы хотим, чтобы науки об обществе пользовались уважением, их следует привести в систему и излагать таким образом, чтобы терминология имела четкий и, по возможности, однозначный смысл. Работой этой уже много лет занимается доктор исторических наук, профессор Московского физико-технического института Ю.И.Семенов. Изначально Юрий Иванович – специалист по экономике первобытного общества. С тех же самых позиций – строгих, объективных, материалистических – он подходит и к последующей истории Homo sapiens в своей новой книге, которую рецензирует автор статьи.