язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 4 от 2007 г. >

Тупик прагматизма. О подлинной причине, порождающей все новые сбои в российской внутренней и внешней политике

Автор анализирует способ политического поведения, при котором идеалы и связанные с ними мотивации деятельности отторгаются от социальной системы. От существования в обществе идеалов зависит его стабильность и состоятельность. Систему можно обрушить, используя присущие ей самой свойства точно так же, как может обрушить прочный мост отряд, шагающий в ногу. Катастрофу государственного распада СССР автор усматривает именно в развязывании войны с идеалами социализма и идеальным вообще, задействовавшей, в частности, некий синдром, порожденный встречей западной интеллигенции с фашистской идеологией. Патологию фашистской системы идеалов в годы войны смогла остановить только встречная волна идеальности советского общества. Прискорбный формат нашей действительности объясняется размыванием советских идеалов и отсутствием любой другой внятной идеальности.

Как начиналось объединение Германии (продолжение)

Загадки германского объединения и как вырабатывалась политика в Москве и Вашингтоне в конце 1989 года, когда стало ясно, что оно неизбежно? Ответ на эти вопросы даёт бывший советский посол, представитель СССР на переговорах в Вене по вопросам европейской безопасности и сокращения обычных вооружённых сил в Европе, опираясь на свои дневниковые записи тех лет и новые, недавно рассекреченные советские и западные документы. Его эссе на фактическом материале раскрывает такую картину. США и ФРГ к тому времени заняли твёрдую позицию -воссоединение неизбежно, оно должно происходить путём поглощения ГДР Западной Германией и чем скорее, тем лучше, причём объединённая Германия должна быть в НАТО. А вот в Кремле царил разброд – там боролись различные мнения.. Но Горбачёв избрал политику «ничегонеделания», видимо не решаясь брать на себя ответственность и уповая на то, что всё решит история, если не через 100 лет, то во всяком случае не при его жизни. Поэтому занимал двуликую позицию и в зависимости от собеседников одним говорил одно – мы не при каких обстоятельствах не должны терять ГДР, а другим другое, -например, каждая страна имеет право выбора.

«Безóбразные образы»: к эволюции древнерусских представлений об ангелах и демонах в XVII веке (окончание)

В заключительной части статьи автор прослеживает трансформацию канонических древнерусских идей о природе и сущности чудес, творимых праведником, в ряде известных памятников XVII века. Речь идет, прежде всего, о двух автобиографических Житиях, написанных ранними идеологами старообрядчества – протопопом Аввакумом и иноком Епифанием, в пустозерской земляной тюрьме. Интересно, что жизнеописания, созданные в одно время, представляют разные модели взаимоотношений человека с Богом: в то время как Аввакум следовал традиционным агиографическим образцам, сочинение Епифания основано на идеях, типичных и в то же время новых для средневековой книжности. Этот феномен своеобразно отражает процесс эволюции, изменявшей многие основания древнерусской культуры на протяжении «переходного» XVII века.

Святилище под волнами

Используя устные варианты армянского народного эпоса "Давид Сасунский", автор исследует первую часть эпоса, где повествуется о рождении из камня двух родоначальников героев сасунского племени. Детали, присутствующие в этих устных вариантах, позволяют углубиться в мифологические источники этого эпизода. Они восходят к самым древним периодам образования армянского народа и, в то же время, имеют много общего с мифологией соседних народов и даже древних славян. Автор показывает, как легенды, возникшие вокруг армянского святого Григора Нарекаци, не только пропитаны этими мифологическими образами, но и, в свою очередь, оказали взаимное влияние на дальнейшее развитие самого эпоса.

Георги Димитров – советский гражданин. 1934–1945 гг. (по материалам дневников Г.Димитрова)(окончание)

Идея роспуска Коминтерна начала вызревать с весны 1941 г., но после нападения Германии на СССР была временно забыта. Советское руководство вернулось к этой мысли в мае 1943 г., стремясь укрепить сотрудничество в рамках Антигитлеровской коалиции и обеспечить объединение всех антифашистских сил в борьбе против гитлеровской Германии. Функции распущенного Коминтерна были возложены на Отдел международной информации ЦК ВКП(б), который до своего отъезда в Болгарию осенью 1945 г. сначала фактически, а затем и формально возглавлял Г. Димитров. Перед отъездом на Родину он отказался от советского гражданства. Занимая важнейшие государственные и партийные посты в Болгарии, Димитров часто посещал СССР для лечения и постоянно контактировал со Сталиным, руководствуясь его указаниями.

Прогрессист Голицын и его дневник

Дневник московского либерального деятеля князя В.М. Голицына содержит разностороннюю информацию о жизни Москвы и России в предреволюционные годы. Этот ценный источник позволяет также составить представление о личности Голицына, который, несмотря на аристократическое происхождение, был ближе по своим воззрениям к буржуазным кругам, нежели к дворянству. Из дневника можно почерпнуть новые сведения о сложившейся перед первой мировой войной партии прогрессистов, о прогрессизме как социокультурном явлении. Размышления Голицына охватывали широкий круг волновавших его и его современников проблем – социальных, политических, нравственных., В совокупности наблюдения и оценки Голицына создают объемную картину российской действительности начала 1900-х гг. со всеми присущими ей в то время основными противоречиями.