locale:
scientific journal
RUSSIA XXI

< Issue No 2 from 2002 yr. >

Humanism and Post-modernist Degeneration of Politics

The author expounds his opinion of neo-Eurasian movement, its participants and those who oppose it. At the present time the neo-Eurasian movement can be considered as an experiment aimed at synthesis of Islam and Teutonic component. Its main potential danger for the contemporary Russia consists in the fact that from a marginal doctrine it may emerge as the state ideology. The history of neo-Eurasian movement starts in the 1960s when people who looked for alternative to the Communist ideology emerged within the Russian elite. After collapse of the USSR new participants joined veterans. These newcomers arrived from the circle of those people who previously were pretty satisfied with the Soviet official ideology. The author emphasizes that despite their obvious anti-Semitism (which is particularly strong among the Islamic part of the movement) the present day Eurasians are ready to embrace Jewish «zealots» in order to legalize their doctrine with the help of Jewish participation. The danger posed by this rapprochement is beyond any doubt for the author. Reaction of A. Dugin, a leader of Eurasians, to the article which was initially published in Tel-Aviv newspaper «Vesti» and rejoinder by D. Kontorer form the logical conclusion of the publication.
The article which is based primarily on materials that are brought in scientific turnover for the first time is devoted deals with one phase of Saint-Petersburg (nowadays Russian) Academy of sciences which still remains practically unstudied. At the end of the 19th century and in the early 20th century an attempt of a major scale reform of this oldest scientific establishment of the country was undertaken. K.K.Romanov, the president of the Academy, initiated the reform in 1890. The essence of the reform consisted in replacement of the Academy’s obsolete charter of 1836 with a new legal act which could invigorate activities of the 'primary scientific estate'. It was planned to represent new disciplines in the Academy, increase number of «chairs» and scales of the budget financing, make the election process more democratic etc. The document was being elaborated for more than 12 years and only in 1912 the single result was achieved: the Academy got a new budget but it was obtained only at the expense of scholars' refusal to proceed with a radical reorganization of the Academy.

Does a serf need the art of fencing?

The author emphasizes that the word «reform» permanently used in various combinations long ago has severed from any specific meaning. So called «reform of education» is no exclusion. The fact is that under Eltsin the branch experienced major changes that touched millions of people (pupils, their parents, teachers). However a future historian will in vain investigate official documents, verbatim accounts and materials of discussions in search of the concept of transformations. He will discover just a set of general, senseless words about «democratization», «humanitarization», «advanced experience of other countries» etc. all of which are practically irrelevant to the real politics. Nobody has substantiated or explained the real politics in the sphere of education. Nobody has discussed the real politics at pedagogical councils. It was simply implemented. The author demonstrates that the last combination of moves promoted by the Ministry of education (the single exam for the school-leaving certificate and for admission to the higher educational institution; 12 years term of secondary schooling; tests instead of traditional exams and the state financial obligations towards those particular persons who perform superbly) is not some new politics developed under Putin and subject to his aims but the direct continuation of the politics developed under Eltsin. A researcher sometimes has to reveal the true aims of this politics by comparing declarations with the specific actions and extracting information between the lines of official documents and interviews given by ministers and other high officials. It is precisely what the author undertook in the article.

«The Slavic tsar… will establish the Socialist form of the life…»

Just a few persons know of forecasts of Russia’s future that were done by the Russian conservatives long before collapse of autocracy. As the author demonstrates, Konstatin Leontieff whose works were many times republished and still is unread was by far more deep and far-sighted than his (and some our) contemporaries. Being aware of inevitability of the social revolution Leontieff tried to find in Socialism some conservative traits and to combine it with the monarchy with the framework of Orthodox religion. Leontieff proposed to settle the social issue by the existing authorities without changing the established social and economic order. Leontieff planned to devote a special work to Socialism but died before he could carry out his intention and his followers (one may wonder whether he had genuine followers) proved to be less original. Leo Tikhomirov was one of a very few of those who understood but did not accepted 'conservative Socialism' annunciated by Leontieff. «Patriarchal» defenders of autocracy depleted themselves in their struggle against the Socialist idea and did not understand a concealed typological affinity to Socialism. Affinity which, besides all other things, implied presence of the common enemy presented by liberalism and capitalism.
The author tries to clarify the situation around Leo Tikhomirov and elucidate, from a new angle, his role and place in the political life of Russia. Peculiarity of Tikhomirov’s position was determined, first of all, by the fact that in the revolutionary camp he was perceived as a «conservative» of a sort because he advocated traditional values while in the monarchist camp he was perceived as a «revolutionary» — and not just by the label attached by ill-wishers but due to his inner conviction in necessity of serious transformations, decisive movement along the path to construction of the ideal monarchy. This image of «the conservative revolutionary» made him repugnant to contemporaries. Though Tikhomirov really and essentially was «a man of Alexander III reign» he might be called a fore-runner of the European (German) conservatove revolution and of the Russian Eurasians. Leo Tikhomirov’s destiny reflected complex and contradictory tendencies of the Russian social and political thought development. As a prominent ideologue, talented publicist and very attentive, sensitive observer Tikhomirov left a rich literary heritage.

Comments on the Lyrical Poetry

Poets are not done, they are born but in all times there are multitudes of those who are eager to pass for poets. The author undertakes an attempt to demonstrate what the spirit of true poetry is and in what way one may discover paths that allow become closer to the poetry. The author is sure that many our contemporaries who offer their intellectual experiments as innovations understand the poetry as a sort of intellectual industry for making a human being a more noble creature. On the contrary, the author thinks that the progress in the sphere of poetry is the cultivation of artistic intuition which connects us to out ancestors. At the same time the author does not call us back to caves but protests against dehumanization, degeneration of a human being and lack of spirituality.

Etiology of Sin: the Popular Morals in the Folklore Legends

The article has been initiated by materials presented for discussion at the scientific conference «Concept of sin in the Slavic and Jewish cultural tradition» (the conference was held at the Institute of Slavic studies, the Russian Academy of science, in November, 1999). Being one of the main concepts that were actively comprehended and interpreted within the framework of century-old Judeo-Christian intercultural dialog «sin», as investigators of the both traditions demonstrate, represents a multitude of its aspects: as a violation of taboo system, as a concealment of the truth, as «natural» or «ethnic» quality and as some material substance which might be calculated, measured, estimated and even sold. The Slavic material (the folklore legends and beliefs, system of taboos and prescriptions, rites and rituals) shows, the popular morality as well as the popular religion expands and at the same time makes the Christian concept of sin more specific, i.e., materializes the concept. The author analyses traditional society’s attitude to the original sin and incest, to concepts of «sin» and «soul», to the problem of atonement of the sin or to the issue of the sin allowed from the above. A separate layer of the Slavic folklore is composed by legends about «sinful» animals, plants and whole nations, about sin (violation of prohibitions related to the traditional rites and the subsequent punishment).

язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

< Выпуск № 2 от 2002 г. >

Гуманизм и постмодернистское вырождение политики

В публикации представлен взгляд автора на неоевразийское движение и его участников, а также на тех, кто ему противостоит. В настоящее время это движение можно рассматривать как эксперимент исламско-тевтонского синтеза, и главная опасность для теперешней России состоит в том, что оно может превратиться из маргинальной доктрины в государственную идеологию. История неоевразийского движения берет начало в 60-е годы прошлого века, когда в российской элите появились люди, искавшие в наследии Третьего рейха альтернативу идеологии коммунизма. После распада СССР к ним присоединились новые участники из круга тех, кто довольствовался прежде советским официозом. Автор подчеркивает, что несмотря на явный антисемитизм (особенно исламской части движения), сегодняшние евразийцы раскрывают объятия еврейским "пассионариям" для легализации с помощью еврейского участия своей доктрины. Опасность таких объятий не вызывает сомнений у автора. Реакция на эту статью, опубликованную ранее в тель-авивской газете "Вести", вождя евразийцев А.Дугина и ответная реакция Д.Конторера логически завершают публикацию.
Статья, основанная преимущественно на впервые вводимых в научный оборот материалах, посвящена одному из малоизученных этапов истории Петербургской (ныне Российской) Академии наук. На рубеже XIX-XX вв. была предпринята попытка крупномасштабной реформы этого старейшего научного учреждения страны. Инициаторами реформы в 1890 г. выступили ученые во главе с президентом Академии К.К.Романовым. Суть ее состояла в замене устаревшего устава Академии 1836 г. новым нормативным актом, который призван был способствовать активизации деятельности "первенствующего ученого сословия". Предполагалось представить в Академии наук новые отрасли знаний, увеличить количество академических "кресел", повысить размер бюджетного финансирования, демократизировать процесс выборов и т.д. Более 12 лет разрабатывался этот документ, и только в 1912 г. удалось добиться частичного осуществления реформы – получения нового бюджета. Однако это стало возможным лишь за счет отказа ученых от коренной реорганизации Академии.

Зачем крепостному фехтование?

Слово "реформа", склоняемое то так, то эдак в разных комбинациях давно уже оторвалось от какого бы то ни было конкретного смысла. Т.н. "реформа образования" не исключение. При Ельцине отрасль очень сильно изменилась, переменами оказались затронуты миллионы людей (учащихся, их родителей, преподавателей) – это факт. Но будущий историк напрасно будет искать в официальных документах, стенограммах и материалах дискуссий концепцию преобразований. То, что он обнаружит – набор общих слов про "демократизацию", "гуманизацию", "передовой зарубежный опыт" и пр. – почти не пересекается с реальной политикой. Реальную политику в сфере образования никто не обосновывал, не объяснял, не обсуждал на педагогических советах. Ее просто проводили в жизнь. Как показано в статье, последняя "четырехходовка" Министерства образования: – "единый экзамен" на аттестат о среднем образовании и в ВУЗ; 12-летняя средняя школа; тестирование вместо традиционных экзаменов и государственные именные финансовые обязательства – это не какая-то новая "путинская" политика, а прямое продолжение ельцинской. Порою до истинных целей мы вынуждены докапываться, сопоставляя декларации с конкретными действиями и вычитывая информацию между строк официальных документов и министерских интервью. Именно такую исследовательскую задачу ставил перед собой автор статьи.

«Славянский царь... учредит социалистическую форму жизни...»

Мало кто знает о прогнозах будущего России, сделанного отечественными консерваторами задолго до крушения самодержавия. Многократно переизданный, но не прочитанный, Константин Леонтьев в своих оценках социализма был, по мнению автора статьи, гораздо более глубоким и дальновидным, чем его современники и некоторые наши соотечественники. Осознавая подспудно неизбежность социальной революции, он пытался найти в социализме охранительные черты и совместить его с монархией в рамках православия. Урегулировать социальный вопрос предлагалось силами существующей власти, не меняя сложившийся социально-экономический уклад. Леонтьев планировал посвятить социализму специальную работу, но этому помешала смерть, а последователи (да и были ли у него настоящие последователи?), оказались менее оригинальными. Один из немногих, понявших, но отнюдь не принявших его "охранительный социализм", – Лев Тихомиров. "Патриархальные" апологеты самодержавия истощили себя в борьбе с социалистической идеей, не осознав существования глубоко скрытого типологического родства с социализмом. Родства, которое помимо прочего, подразумевалось наличием общего противника в лице либерализма и капитализма.
Публикация призвана прояснить ситуацию и с новой стороны осветить место и роль Тихомирова в политической жизни России. Он выделялся, прежде всего, тем, что в революционном лагере был своего рода "консерватором", отстаивая традиционные ценности, а в монархическом – "революционером", не только по ярлыку, наклеенному недоброжелателями, но и по внутреннему убеждению в необходимости серьёзных преобразований, решительному движению по пути построения идеального монархического государства. И этот образ "консервативного революционера" отталкивал от него современников. Но хотя Тихомиров и был, в действительности и по существу, "человеком Александра III", его можно назвать предтечей европейской (немецкой) консервативной революции и русских евразийцев. В судьбе Льва Александровича Тихомирова нашли отражение сложные и противоречивые тенденции развития общественно-политической мысли России. Он оставил богатейшее литературное наследство, являясь не только выдающимся идеологом и талантливым публицистом, но и внимательным и чутким наблюдателем за происходящими в стране процессами.

Заметки о лирической поэзии

Во все времена "произволу", "дикости", "невежеству" поэтов противопоставлялись матрицы "разума", "культуры", "цивилизации". Современные стихотворцы в войне с "традицией" уже опираются не только на логические построения, но и на машинный интеллект, то есть техногенным способом сводят поэзию к разновидности индустрии. И чем число читателей стихов все более убывает, тем боевитее становится раскраска стихотворцев. Их воинственный пыл, ведущий к дегуманизации, можно поубавить, если исходить из положения, которое разделяется и "традиционалистами", и "модернистами": у древних чувство поэзии было развито лучше, чем у современного человека. Отсюда "прогрессом" в области поэзии является не уход от "невежества" древних, а, напротив, культивирование наития, которое связывает нас с пращурами. В статье предпринимается попытка проиллюстрировать дух истинной поэзии и выявить пути, на которых можно достичь ее в современном мире.

Этиология греха: народная мораль в фольклорных легендах

Статья инициирована материалами, представленными к обсуждению на научной конференции "Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции" (Институт славяноведения РАН, Москва, ноябрь 1999). Являясь одним из главных концептов, активно осмысляемых и толкуемых в рамках многовекового иудео-христианского межкультурного диалога, "грех" – как показывают исследователи обеих традиций – выступает во множестве своих ипостасей: и как нарушение системы запретов, и как сокрытие истины, и как "природное" или "этническое" качество, и как некая материальная субстанция, которая может быть исчислена, оценена и даже продана. Как показывает славянский материал (фольклорные легенды и верования, система запретов и предписаний, обряды и ритуалы), народная нравственность, как и народная религия, расширяет и одновременно конкретизирует (материализует) христианское понятие греха. На основе славянских народных легенд и поверий рассматривается отношение традиционного общества к первородному греху и инцесту, к понятиям "грех" и "душа", к проблеме искупления греха или к вопросу о разрешенном свыше грехе. Отдельный пласт славянского фольклора составляют легенды о "грешных" животных, растениях и целых народах, о грехе (нарушении запретов и последующем наказании) в связи с традиционной обрядностью.