locale:
scientific journal
RUSSIA XXI

< Issue No 3 from 2000 yr. >

The author sums up results of the first 100 days of Putin’s tenure, of 100 days euphoria burning out, of 100 days of choice between action and pretence of action. The author introduces the notion of «the Family» and defines it as the damaged, maimed section of the Russian society. He calls for undertaking whatever is possible to localize this section and to prevent the society as a whole from transformation into «the Family». The author refers to the recent Pushkin Square explosion and, having considered arguments brought forward in favor of the «Chechen trace» of the tragedy, makes the principal emphasis on the ascending power of the 21th century, Islam which is slowly consolidating mass, just awaken from its lethargy due to the shock of colonization, and on «the System», i.e. the section of Islam which agreed to become an instrument for certain Western forces' strategy of «the Big Game» «the Big Elite» plays.

The Making of the Soviet Industrial System (the end)

The subjects of the article’s concluding part are the modernization of the Soviet industry over the 50s and 60s and the subsequent events which brought about its structural crisis. It is noted that this modernization marked one of the most successful periods of the Soviet economy development. Peculiarities of the Soviet world-economy and the peculiar forms of maintenance of its structural and technological balance are demonstrated. According to the author, the reason for the Soviet industrial system’s structural crisis is the conflict between attempts to maintain high rates of the Soviet world-economy's structural core development and maintenance of the structural and technological frameworks for the economic growth. The author emphasizes that this conflict emerged due to competition with the West which went along in the military as well as in the consumption spheres.

GULAG and Aushwitz: The Comparative Research's Meaning and Function

The East-European change of regime found his ideological legitimation in the identification of fascism and «communism» in which the main discourse of this epoch concentrated. In the centre of this ideological legitimation there stands the Auschwitz-Gulag analogy. The author shows the political and ideological motivations, function and arguments of the newly actualised analogy of «AUSCHWITZ AND THE GULAG». The origin of this analogy was determined by the political aims of different political forces in the period of Cold war. After the change of regimes the identification of AUSCHWITZ AND THE GULAG became a rightist-conservative «narrative» in the historiography and in the streamline official political discourse. The function of this identification is to push out to the periphery of existence the system-critical thinking and movements as «extremes». The totalitarianism as a «theory» today has only one function in the historiography: the total criminalization of the history of the Soviet Union and «Communism» (see for example: «The Black Book of Communism»). The author shows that Auschwitz (Endlösung) and Gulag had different reasons and different aims, and also that to deny these differences means the historical relativization of the Endlösung. The author argues for the depolitization of this subject, which means to take seriously the archival research and scientific elaboration.

Secret Service Versus the Imperial Chancellery: Myth or Reality?

The article deals with the creation and activities of the «Holy retinue» which was the secret organization of the court Russian aristocracy. According to the conventional story, its aim was to defend the Emperor’s family and to fight «revolutionary false doctrines». However, the analysis of this body’s activities and prospects set forth by the body’s members demonstrates that in fact the body was set up to carry out the political control over the secret services. The author points out the similarity of the «Holy retinue» and the ideological counterintelligence inside the KGB of the USSR. The author thinks that the issues he raised in respect of the «Holy retinue» history, relationships between the KGB and the Soviet Communist Party’s elite cannot but be a subject of interest for the contemporary Russian politicians.

Peter I, Catherine II and the Shaping of Foundations of Russian Foreign Policy

The article focuses on the formation of basic trends in Russian foreign policy under Peter I and Catherine II. In the author’s view, the spectacular rise of Russia from a negligible international entity at the end of the 17th century to a great power status by the close of the 18th century was due not as much to objective factors as to personal qualities of Russian rulers. Only those who proved capable of conceptual thinking and of imposing their will on others managed both to secure the country’s vital interests through territorial gains and to obtain a prestigious role of Europe’s balance-holder.

The Last Days of the Third Republic of France

Herewith is digest of confidential meeting of the Council on Forein Relations (USA, New York City), July, 15, 1940 with count Carlo Sforza’s report on the last days of the Third Republic in France. The principal point of the eyewitness review of the generally known Italian politician and diplomat sounded like that: the basic reason for the collapse of France in June 1940 is not German tank divisions, Stuka dive bombers or espionage. These weapons assisted in the defeat but they were not fundamental. The real explanation is psychological. In contrast with the First World War (1914—1918) which unified France, the beginning of World War II divided the nation into two camps. It is the existence of these two Frances, Carlo Sforza argues, which more than anything else explains the collapse of the postversailles France. Generally speaking the lower and middle classes regarded Germany as the great enemy and believed in fighting to the bitter end. On the contrary the upper classes were implacably opposed to any kind of war with Germany for they were hipnotized by one danger and only one: Bolshevism. «They would have welcomed a war with Russia any time». That was the most essential Sforza’s account concerning the higher priority interests of the French upper classes during the crucial years of 1939 and 1940. The tragedy of France told by Carlo Sforza brings us to a historical parallel with the breakup of the Soviet Union in the course of which «the Petain syndrome» played almost the decisive role.

On Overcoming the Economic Crisis in Russia

In the short essay the author deals with issues related to the urgent measures that are to be taken to come out of the crisis and to promote right tax and budgetary policies, administrative reform and reform of pensions.

язык:
научный журнал
РОССИЯ XXI

Выпуск № 3 от 2000 г.

Подводится итог 100-дневного правления В.Путина, 100 дней выгорания эйфории, 100 дней выбора между действием и его видимостью. Автор вводит понятие "Семейство", которое определяет как поврежденную часть нашего общества и призывает сделать все, чтобы локализовать эту часть и не дать всему обществу превратиться в "Семейство". Затронув тему взрыва на Пушкинской площади и рассмотрев аргументы в пользу "чеченского следа" этой трагедии, автор останавливается на восходящей силе XXI века – исламе, медленно консолидирующейся массе, пробудившейся ото сна, вызванного шоком колонизации, а также "Системе" – части ислама, согласившейся стать инструментом стратегии определенных Западных сил, и "Большой игре", ведущейся "Большой Элитой".
ключевые слова: нет

Становление советской государственной системы (окончание)

Предметом завершающей части статьи является модернизация 50-60-х годов советской индустрии и последующие события, приведшие к ее структурному кризису. Отмечается, что именно эта модернизация была одним из наиболее успешных периодов в развитии советского народного хозяйства. Показаны особенности советской мир-экономики и специфические формы поддержания ее структурно-технологического равновесия. Причину структурного кризиса советской индустриальной системы автор видит в конфликте между поддержанием высоких темпов развития структурного ядра советской системы мир-экономики и сохранением структурно-технологических рамок экономического роста, возникшем в результате соревнования с Западом одновременно и в военной, и в потребительской сферах.
ключевые слова: нет

Гулаг и Освенцим. Смысл и функция сравнительного исследования

Смена правящих режимов в странах Восточной Европы нашла свою идеологическую легитимацию в отождествлении фашизма и "коммунизма" - вопросе, на котором сконцентрирован основной дискурс настоящей эпохи. В центре этой идеологической легитимации помещается аналогия "Освенцим – ГУЛАГ". Автор вскрывает политические и идеологические мотивации, функции и аргументы вновь ставшей актуальной аналогии "Освенцим и ГУЛАГ". Исходная точка этой аналогии была определена целями различных политических сил периода холодной войны. После смены политических режимов отождествление Освенцима и ГУЛАГа стало право-консервативным "нарративом" в историографии и на главном направлении официального политического дискурса. Это отождествление предназначено для того, чтобы маргинализировать системно-критический образ мышления и действия, дискредитировав его как "экстремистский". У тоталитаризма как "теории" осталась сегодня лишь одна функция в историографии: тотальная криминализация истории Советского Союза и "коммунизма" (в качестве примера смотри "Черную книгу коммунизма" ). Автор показывает, что Освенцим, ассоциируемый с геноцидом, и ГУЛАГ имели разные предпосылки и цели, и что отрицание этих различий означает историческую релятивизацию геноцида. Автор выступает за деполитизацию этой темы, что означает проведение серьезного архивного поиска и научной проработки.
ключевые слова: нет

Спецслужбы против имперской канцелярии: миф или реальность? (Штрихи к портрету "Священной дружины" времен Александра III)

Статья посвящена истории создания и деятельности конспиративной организации придворной российской аристократии "Священная дружина", целью которой по официальной версии была охрана императорской семьи и борьба с "революционными лжеучениями". Но проведенный автором анализ деятельности и перспектив, намеченных "дружинниками", показывает, что на самом деле эта организация была создана для осуществления политического контроля над спецслужбами. Проводится аналогия между идеологической контрразведкой внутри КГБ СССР и "Священной дружиной". Автор считает, что поднятые им вопросы, касающиеся истории "Священной дружины", взаимоотношения советского КГБ и советской партийной элиты, не могут не быть предметом интереса современных российских политиков.
ключевые слова: нет

Петр I, Екатерина II и формирование основ внешней политики России

Статья посвящена процессу формирования устойчивых и долговременных тенденций во внешней политике России при Петре I и Екатерине II. Как полагает автор, стремительно-драматическим превращением из незначительного субъекта европейских международных отношений в конце XVII в. в великую мировую державу век спустя Россия обязана не столько объективным факторам, сколько личностным качествам своих правителей. Лишь те из них, кто ярко продемонстрировал способность к концептуальному мышлению и жесткому подчинению других своей воле и разуму, оказались в состоянии обеспечить жизненно важные интересы страны и возвести ее в престижный статус "держателя" равновесия сил в Европе.
ключевые слова: нет

Последние дни Третьей республики во Франции. Свидетельство очевидца

Публикация представляет собой перевод стенографической записи закрытого заседания Совета по внешней политике в Нью-Йорке (США) 15 июля 1940 года, в повестке дня которого стоял доклад графа Карло Сфорца о гибели Третьей республики во Франции. Важнейший пункт обзора хорошо известного итальянского политика и дипломата, эмигрировавшего в США, заключался в следующем: главной причиной падения Франции в июне 1940 года являлись не немецкие танковые дивизии, пикирующие бомбардировщики и шпионаж. Эти орудия и средства способствовали поражению, но не были главными. Подлинное объяснение трагедии Франции, по мнению Сфорца, лежало в сфере психологии. По контрасту с Первой мировой войной (1914—1918 гг.), которая объединила Францию, начало Второй мировой войны, утверждал Сфорца, разделило нацию на две части. Вот это существование двух Франций, по мнению свидетеля событий графа Сфорца, более, чем что-либо другое, объясняет капитуляцию послеверсальской Франции. Сфорца приходил к выводу, что низшие и средние классы Франции видели в Германии главного врага и были настроены драться до конца. И, напротив, высшие классы были безоговорочно против любой войны с Германией, потому что они были смертельно напуганы угрозой со стороны большевизма. (Они приветствовали бы войну с Россией в любой момент). Так оценивал граф Сфорца главные приоритеты французских высших классов в критические 1939 и 1940 годы. Трагедия Франции, рассказанная графом Сфорца, наводит на мысль об исторической параллели с развалом Советского Союза, в ходе которого "синдром Петена" имел почти решающее значение.
ключевые слова: нет

О преодолении экономического кризиса в России

В коротком эссе автор затрагивает вопросы, касающиеся экстренных мер для выхода из кризиса, налоговой и бюджетной политики, административной и пенсионной реформ.
ключевые слова: нет