Марчуков Андрей Владиславович
– историк, младший научный сотрудник Института российской истории РАН
-
Статья затрагивает один из важнейших аспектов украинской националистической идеологии – так называемый «голодомор». В настоящее время на Украине «голодомором» называется голод 1932–1933 гг. Однако «голодомор» – это не просто «голод». Это идеологическая концепция, мощный инструмент воздействия на массовое сознание, принятый на вооружение украинскими националистами, украинским властным истэблишментом и зарубежными противниками СССР – России. Эти круги преподносят «голодомор» как этноцид – целенаправленное уничтожение московским руководством украинцев как национальной единицы. Доходит до того, что его именуют «украинским холокостом». По замыслу идеологов концепции феномен «голодомора» должен стать фундаментом для все еще не созданной украинской нации и укрепить национальную идею, основной принцип которой состоит в утверждении, что украинцы и русские – совершенно разные и чужие друг другу народы, а также очернить Россию и обвинить ее в угнетении Украины. Автор показывает, что концепция «голодомора» – политико-идеологический миф, не имеющий ничего общего с исторической действительностью. Голод 1932–1933 гг. поразил весь Советский Союз, от него пострадало крестьянское население, без различия национальности. Голод был вызван иными – социальными, политическими и экономическими причинами, а не желанием советского руководства уничтожить украинцев как народ.Ключевые слова: нетВ статье подвергается сомнению способность Украины к подлинной, а не фиктивной независимости. Формирование украинской нации и Украины как национального организма осуществлялось на принципе противопоставления всему русскому, в силу чего украинская идеология изначально имеет антироссийский характер. Это обстоятельство, господство буржуазных отношений, отсутствие экономических предпосылок к самостоятельности, а также тот факт, что в настоящее время Россия не является самостоятельным полюсом силы и встраивается в западный мир с его системой ценностей, не оставляет для Украины альтернативного пути и толкает ее в орбиту Запада.Ключевые слова: нет
Еврейская сельскохозяйственная колонизация и некоторые проблемы межнациональных отношений в УССР в 1920-е годы
Статья посвящена одному из аспектов советской национальной политики на Украине в 1920 годы, а именно еврейской сельскохозяйственной колонизации и тем проблемам, которые возникали между переселенцами-колонистами и местным населением. С помощью еврейской сельскохозяйственной колонизации на Украине руководство страны стремилось привлечь евреев к сельскохозяйственному труду, вовлечь еврейское население Советского Союза в социалистическое строительство и, улучшив его экономическое положение, укрепить своё влияние. Кроме того, большевики надеялись, что эта политика обеспечит поддержку СССР со стороны влиятельных еврейских кругов Европы и США. Однако колонизация по ряду причин, в основе которых лежал социально-экономический фактор, вызвала трения на национальной почве между местным населением и переселенцами и рост антиеврейских настроений как на селе, так и в городе. Отмечается, что при правильной организации переселения национальные трения становились слабее, уступая место добрососедским отношениям между представителями разных национальностей. В целом, хотя еврейская сельскохозяйственная колонизация и не решила всех задач, которые ставило перед собой руководство СССР, она сыграла свою роль в развитии межнациональных отношений в нашей стране.Ключевые слова: нетВ данной статье рассматриваются некоторые аспекты русинского национального движения на современной Украине. Основываясь на этническом своеобразии региона, его исторических, культурных и географических особенностях, активисты этого движения считают восточнославянское население Закарпатья и ряда прилегающих территорий Словакии, Венгрии, Польши не украинцами, а особым народом - русинами. Исходя из этого, они выступают за предоставление ему статуса этнического меньшинства (со всеми вытекающими отсюда последствиями) в современном украинском государстве. Русинское движение не является чем-то характерным лишь для последнего десятилетия, а имеет долгую историю. Оно прошло ряд общих для подобных движений стадий, ставя перед собой поначалу культурные цели, а затем и политические, вплоть до требований создания на Карпатах независимого русинского государства. Что особенно интересно, между русинским и украинским национальными движениями прослеживаются весьма любопытные параллели в идеологии, истории развития и характере, а русинское движение является для Украины, по сути, тем же, чем являлось для России движение украинское. Русинское движение вызывает болезненную реакцию на него со стороны как определенных властных кругов Украины, так и со стороны украинских националистов, являясь серьезным препятствием на пути внедрения в жизнь этнической концепции строительства украинской нации.Ключевые слова: нет